США будет обсуждать свои планы по ограниченной Национальной ПРО с Украиной и Россией

15.01.2000, 00:00

Соглашение по противоракетной обороне (ПРО) остается и через четверть века после заключения одним из важнейших факторов стратегической ядерной безопасности. Однако окончание холодной войны, которое обозначило приход свободы, бросило также и новый вызов мировой безопасности. Наиболее существенным его проявлением является новая ракетно-баллистическая угроза.

Ирак во время войны в Заливе 1990 91 гг. осыпал ракетами своих соседей. Северная Корея разрабатывает ракету, способную доставлять ядерную боеголовку на расстояние до 6000 километров, а также продает Ирану, который лихорадочно перестраивает свой ракетный арсенал, ракеты меньшей дальности.

В ответ Соединенные Штаты разрабатывают планы ограниченной системы Национальной противоракетной обороны (НПРО). Работая над НПРО, мы намерены предоставлять нашим партнерам, включительно с Украиной, полную информацию о том, что мы будем противопоставлять ракетно- баллистической угрозе Соединенным Штатам.

Бытует немало недоразумений по поводу планов США и того, что мы собираемся делать, а что не собираемся. Позвольте мне дать разъяснение.

Во-первых, решение развернуть ограниченную НПРО не принято. Теперь администрация Клинтона только согласилась с Конгрессом, что это решение должно базироваться на таких четырех критериях: 1) техническая состоятельность системы, разработка и тестирование которой проходит сейчас; 2) стоимость развертывания системы; 3) последние данные о существующей угрозе; 4) последствия развертывания системы для нашей безопасности в целом, включая влияние на контроль за стратегическими вооружениями.

Во-вторых, Соединенные Штаты твердо намерены учесть современные условия и укрепить договор по ПРО, а не подрывать его. С 1972 года договор по ПРО был ключевым элементом структуры стратегической стабильности. Однако мы должны признать, что со времени подписания договора по ПРО стратегическая ситуация изменилась. Война в Заливе продемонстрировала, что оперативно-тактические ракеты театра военных действий во вражеских руках представляют настоящую опасность. Испытания ракет большей дальности Ираном и Северной Кореей также требуют противодействия. Мы должны привести режим контроля за вооружениями и наши защитные системы в соответствие с этими новыми угрозами, а договор по ПРО адаптировать таким образом, чтобы он позволял введение нужных изменений. Изменения к договору по ПРО, которые мы имеем в виду, ограничены. Приспосабливая договор к новым условиям, эти изменения сделали бы его более прочным. Они не подорвали бы эффективности российских сил сдерживания. Работая над выполнением требований нашей безопасности, мы стремимся сотрудничать с Украиной в гарантировании стабильности режима международного контроля за вооружениями.

В-третьих, подход США к процессу внесения изменений в соглашение по ПРО и разработки ограниченной НПРО открыт, прозрачен и предусматривает сотрудничество. Проводится диалог с правительством России, и мы уже имели несколько консультаций с украинскими официальными лицами. В июне 1999 года в Кельне президенты Клинтон и Ельцин выступили с совместным заявлением, которое предусматривало параллельное обсуждение договоров СТАРТ III и ПРО, и мы продолжали действовать в таком духе. Действительно, ограниченная система НПРО, которую мы детально описали нашим партнерам, была бы направлена только против небольшого количества ракет и не повлияла бы на российские стратегические силы сдерживания. Мы также предложили серьезные меры по обеспечению прозрачности, которые бы гарантировали уверенность, что эта ограниченная система не будет преобразовываться во что-то значительно более мощное, которое могло бы дестабилизировать стратегический баланс.

Мы намерены твердо продолжать наше сотрудничество с Украиной и другими государствами по полному спектру мер по нераспространению оружия массового уничтожения. Как и любая страна, Соединенные Штаты обязаны заблаговременно определять возможные угрозы безопасности и готовиться к ним сейчас. Мы рассматриваем Украину как партнера в этом процессе и стремимся сотрудничать с ней в обеспечении стабильности международного режима контроля за вооружениями.
Инф. "День"

Читайте також