Агент ФБР: "Я работаю Большим Братом"

08.04.2000, 14:15

В среду блюстители закона и борцы за права человека встретились на 10-й ежегодной конференции "Компьютер, свобода и права человека 2000" в Торонто (Канада), чтобы обсудить, можно ли совместить требования безопасности личности и невмешательства в ее частную жизнь.

"Существуют причины, по которым правоохранительные органы могут и обязаны применять силу для поимки и ареста преступников, - сказал особый агент мичиганского бюро ФБР Пол Джордж (Paul George). - Есть вещи пострашнее, чем вмешательство в вашу частную жизнь, например, убийство". Джордж напористо, но корректно доказывал правозащитникам, что методы расследования, которые им так не нравятся (подслушивание, наблюдение и прослеживание в Интернет), просто необходимы. Он назвал себя "Большим Братом из Мичигана", фактически признав, что многие участники конференции видят в нем врага.

Мало кто из присутствующих сомневается в том, что неприкосновенность частной жизни приносится в жертву несокрушимому движению в направлении компьютеризации и Интернет-экономики. Хотя за вмешательство в частную жизнь граждан через Интернет все большей критике подвергаются корпорации, такие как RealNetworks, DoubleClick, Intel и Microsoft, главным пугалом правозащитников остаются все же правоохранительные органы и правительство.

В 1999 году сотрудники полиции обращались в базу данных Национального центра уголовной информации за сведениями о частных лицах 2 млн. раз в день, что на 1,4 млн. раз больше, чем в 1998 году. А масштабы прослушивания в предстоящие 10 лет, судя по бюджету, запрашиваемому ФБР на 2001 год, вырастут на 300%.

По мере дальнейшего развития технологии эти тенденции только усугубятся. "Фактически у нас лишь иллюзия открытости, - сказал судья верховного суда округа Сакраменто (штат Калифорния) Томас Сесил (Thomas M. Cecil). - На самом деле мы проводим политику невмешательства в частную жизнь, так как методы сбора информации требуют много времени и денег. Именно это и гарантирует защиту прав человека".

Старший консультант Центра за демократию и технологию Джим Демпси (Jim X. Dempsey) согласился с ним, добавив, что, чем эффективнее средства сбора данных, тем важнее борьба за права человека: "Когда снимаются технические преграды, их место должны занимать законы, ограничивающие возможность вмешательства в частную жизнь граждан". Демпси уверен, что безопасность и неприкосновенность личной жизни - вещи совместимые, однако Джордж из ФБР подчеркнул, что с точки зрения здравого смысла это не так. "Не знаю, как можно говорить, что ради безопасности совсем не обязательно жертвовать правами и наоборот, - сказал он. - Чтобы предупредить преступление, нужно собрать информацию в пределах необходимости, конечно".

"Без четких правил, регламентирующих время и способы сбора данных, подобные утверждения приводят к тому, что в круг подозреваемых попадают все, - отметил Джейсон Катлетт (Jason Catlett), президент фирмы Junkbusters, специализирующейся на защите частной информации. - Это все равно, что требовать от банков проверки каждого, кто приближается к ним, на том основании, что у нас много грабителей".

Джордж тоже прекрасно понимает, куда ведет стремление ФБР к расширению слежки: "Если в США и появится Большой Брат, то им станем мы", - признал он. По материалам ZDNet.

Читайте також