Путь от нечленораздельного мычания к сонетам Шекспира язык преодолел не в результате последовательного развития, а "одним прыжком", своеобразным фазовым переходом.
Такую теорию выдвинули два испанских физика из университета Помпеу Кампа в Барселоне - Рамон Феррер-и-Канчо и Рикард Соле, разработавших математическую модель языка. Данная модель позволила объяснить загадочную прежде степенную зависимость частоты использования слов из лексического запаса, характерную для человеческого языка.
Согласно предложенной ими теории, язык - это результат своеобразного "компромисса" между противоречащими друг другу интересами "говорящего" и "слушающего". Малейшее нарушение баланса между этими интересами делает невозможным обмен сложной информацией. Именно поэтому существует огромная пропасть между человеческими системами коммуникации и ограниченными комплексами сигналов, используемыми некоторыми видами животных. Аналогично, между рудиментарным языком наших предков и сложным современным языком должно существовать качественное различие.
Эта точка зрения разительно контрастирует с представлениями ряда лингвистов, полагающих, что развитие языка - процесс постепенный, а словарный запас накапливается постепенно, слово за словом.
Испанские ученые обращают внимание на то, что в лексике гипотетического языка, на котором можно недвусмысленно передать любую информацию, должны существовать отдельные слова для каждого предмета, концепции или действия. Подобный язык был бы чрезвычайно сложен в употреблении для "говорящего": например, для обозначения зеленого цвета травы, лазурного моря, цвета изумруда и зеленого листа использовались бы совершенно разные термины. Однако такой (гипотетический, к счастью) язык в принципе соответствовал бы интересам "слушателя", поскольку избавлял бы его от необходимости определять смысл сказанного из общего контекста речи.
Для "говорящего", наоборот, идеальным показался бы язык с как можно меньшим лексическим запасом, в котором простые и короткие высказывания могли бы служить для обозначения различных понятий. "Идеальным" вариантом подобного языка был бы язык, состоящий из единственного звука, но, тем не менее, способный выразить мысль (ясно, что этот предельный случай годится лишь для выражения самого простого высказывания). Авторы усматривают в языке современной молодежи тенденции приближения к подобному "идеалу", при котором слушателям приходится только гадать, что на самом деле обозначают маловразумительные речи тинейджера.
Феррер-и-Канчо и Соле разработали математическую модель языка, в которой "ценность", или эффективность его использования для передачи информации, зависит от баланса между этими противоречащими друг другу крайностями. С помощью этой модели они определили свойства лексического словаря, наилучшим образом соответствующего языкам различной степени сложности, - от языков с развитой лексикой до языков, состоящих всего из нескольких слов.
Обнаружилось, что между двумя крайностями лежит пропасть. Скачок в объеме передаваемой информации происходит при достижении строго определенного компромисса в лексическом объеме, и смещение его в ту или иную сторону ведет к резкому снижению качества коммуникации. Человеческие языки, по данным исследователей, расположены как раз в этой "зоне скачка". В математическом плане она характерна тем, что в этой (и только в этой) области частота использования слов лексического запаса подчиняется степенному закону. Об этом законе науке известно с 1940-х годов, когда социолог Джордж Кинсли Ципф обнаружил данную степенную зависимость. Однако все это время ей не находилось удовлетворительного объяснения, а сам Зипф полагал, что речь идет о своеобразном "принципе наименьшего усилия".
По материалам РИА "РосБизнесКонсалтинг".