Аналитики утверждают, что количество нелегальных загрузок музыки через сети peer-to-peer опять начинает расти.
Независимая аналитическая фирма NPD Group сообщила, что в ноябре 2003 года по сравнению с сентябрем интенсивность использования таких сетей увеличилась на 14%. Этому предшествовали шесть месяцев спада активности по цифровому обмену файлами. С апреля 2003 года, когда Американская ассоциация индустрии звукозаписи (RIAA) начала широко освещаемую в прессе кампанию судебного преследования отдельных участников обмена файлами, эта активность существенно снизилась, сообщает "ZDNet".
С момента начала кампании против обмена файлами RIAA подала свыше 300 судебных исков. Руководители организации заявляли об успехе акции, ссылаясь на опросы, указывавшие на то, что люди стали лучше осведомлены о рискованности этой практики.
Однако данные таких аналитических фирм, как NPD, ставят под сомнение утверждения музыкальной индустрии, что ее иски действительно отвращают людей от нелегальной загрузки музыкальных файлов. Несмотря на то, что с апреля 2003 года общая интенсивность использования сетей peer-to-peer сократилась почти наполовину, предыдущие отчеты NPD и других показывали также, что большое число людей продолжает нелегально загружать музыкальные файлы.
Для контроля за деятельностью сетей peer-to-peer NPD использует два инструмента. MusicWatch Digital непрерывно следит за ПК примерно 40 тыс. индивидуальных участников, регистрируя, какие сайты они посещают и какие файлы загружают. Полученные в результате этого постоянного наблюдения данные собираются и анализируются ежемесячно с апреля 2003 года.
Второй инструмент, MusicLab, представляет собой традиционный опрос с рассылкой по почте 5000 бумажных анкет с вопросами о характере работы пользователей с компьютером и веб-серфинга. Результаты представляют население США.
Информация, полученная от опроса MusicLab, который проводится раз в два месяца, подтверждает тенденцию, обнаруженную MusicWatch Digital. Данные MusicLab указывают на резкий спад в использовании Р2Р, начиная с мая 2003 года, когда примерно 20% пользователей компьютеров загружали музыку через сети peer-to-peer. В июле это число сократилось до 18%, а в сентябре составило всего 11%.
Однако к ноябрю в обмене музыкальными файлами участвовало уже 12% пользователей компьютеров. Чем вызвано это повышение? У Крупника есть несколько предположений.
Во-первых, свою роль мог сыграть спад освещения судебных процессов в прессе. Несмотря на то, что RIAA продолжает судебные преследования, количество статей о них в крупных СМИ, ориентированных на потребителя, существенно сократилось по сравнению с тем, что было перед сентябрьскими процессами.
Возможно и то, что это всего лишь отражение традиционно высокого интереса к музыке в четвертом квартале. По данным NPD, на ноябрь и декабрь приходится примерно пятая часть всех продаж звукозаписей.
Крупник отмечает также, что в конце октября открылось несколько крупных легальных онлайновых музыкальных служб. Возможно, многие опять полезли на нелегальные сайты peer-to-peer, чтобы сравнить листинги записей с тем, что теперь доступно легальных сайтах.