Глас духовности

29.10.2007, 12:50

По благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, с 23 по 25 октября в Киеве проходил II Международный фестиваль православных хоров "Глас Печерский 2007", явившийся знаменательным событием не только в духовной, но и в музыкальной жизни столицы. Местом проведения фестиваля стала Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезный).

Конечно, для подобного мероприятия лучшего города и места не найти. Киев по праву носит высокое звание "матери городов русских", а Лавра венчает семерку украинских чудес.

Украинская Православная Церковь при поддержке Всеукраинского объединения "Киевская Русь" провела фестиваль с надлежащим размахом: к участию в нем были приглашены лучшие церковные хоровые коллективы из Украины, России, Белоруссии, Грузии, Сербии, Латвии и Румынии. Плюс - особая энергетика и прекрасная акустика храма. Неудивительно поэтому, что желающих приобщиться к возвышенному было более чем достаточно, и все сидячие места были заняты за добрых полтора часа до начала выступлений.

В процессе выступлений, проходивших на высочайшем профессиональном уровне, прозвучали духовные произведения известных классических и современных композиторов: Бортнянского, Березовского, Веделя, Пярта, Шнитке.

Мне хотелось бы уделить особое внимание композиции "Святый" - для хора и виолончели solo, прозвучавшей в заключительном концерте фестиваля. Данное произведение принадлежит перу одного из ведущих композиторов Великобритании - Джону Тавенеру, на личности которого остановлюсь подробней.

Творчество Тавенера стоит особняком в панораме современной британской музыки, поскольку практически все оно посвящено религиозной проблематике и связано с традицией русского духовного песнопения. Помимо древнеславянского знаменного распева, на композитора оказали влияние произведения Игоря Стравинского, Аарво Пярта, поэзия Анны Ахматовой... Подобно Пярту, Джон Тавенер считает себя не столько создателем музыки, сколько ретранслятором Высших сфер. Интересно, что Джон - единственный в Британии, а может быть и в Европе, композитор, принявший Православие. Своей творческой задачей Тавенер считает возрождение музыкальной культуры тех времен, когда музыка была неотъемлемой частью литургического действа и выражением мистического единения с Богом┘

Вышесказанное в полной мере относится к произведению "Святый" (1995 г.), исполненному рижским православным хором "Благовест" (Латвия) и виолончелистом Александром Пириевым (Украина), который, несмотря на свою молодость, уже стал лауреатом ряда международных конкурсов.

Когда слушаешь эту возвышенную композицию, написанную в свободной трехчастной форме, с текстом на церковно-славянском языке, то подобно автору представляешь себя неким божественным сосудом, сквозь который проходит музыка. Каждую ноту можно сравнить с движением кисти художника, пишущего икону Спасителя. В претворении знаменного распева современными композиционными средствами виолончель является олицетворением самой иконы. Эфирные медитативные мотивы, проникновенная кантилена, экстатические пассажи, охватывающие весь диапазон инструмента, в диалоге с хором были мастерски исполнены Александром Пириевым.

Стоит отметить, что использование музыкальных инструментов в храмах никогда не поддерживалась православной церковью, и прошедшее выступление явилось уникальным примером отказа от веками устоявшихся традиций, позволив в исключительной степени расширить диапазон выразительных средств духовной музыки, вызвать удивительные ассоциации, создать новое звучащее пространство.

"Глас Печерский" отзвучал, но душа в нас продолжает петь √ о лучшем, что есть в Человеке и окружающей его действительности. Ведь этот мир √ не что иное как плод любви его создателя. Мы же, люди, каждый в своей сфере, должны продолжить дело небесного архитектора. В этом великий смысл существования, ибо каждый из нас как микрокосм сотворен не для разрушения, а для созидания!

В заключение приведу несколько строк из стихотворения киевского поэта Анатолия Матвийчука, посвятившего теме духовности значительную часть своего творчества:

Добро i Вiра залiкують рани І змиють порох, як вода Днiпра. Хрестiться, люди, святiстю Добра, Рятуйте, люди, Душу, Богом дану! Сергей Бедусенко, заслуженный деятель искусств Украины

Читайте також