Она может без передышки бежать в течение пяти часов или даже дольше со скоростью 20 метров в минуту, преодолевая до 6 км. По словам ученых, это равносильно тому, как если бы человек на высокой скорости поднялся на велосипеде на одну из альпийских вершин, не делая остановок. Правда, супермышь съедает на 60% больше пищи, чем обыкновенная, но при этом не толстеет. Кроме того, она живет дольше и даже в старости активно занимается сексом: модифицированные мыши способны размножаться в возрасте, который трехкратно превышает максимальный репродуктивный возраст нормальных мышей.
Американские ученые, создавшие этих мышей, сейчас у них уже имеется целая колония из 500 особей, говорят, что сами удивились их возможностям, особенно если учесть, что супермыши созданы в результате стандартной процедуры по генетической модификации одного-единственного гена, регулирующего обмен веществ. Между прочим, этот ген у мышей общий с людьми.
Исследователи подчеркнули, что целью эксперимента не является подготовка к стадии усовершенствования человеческих генов. Однако они признали, что результаты, возможно, пригодятся для разработки новых лекарств или курсов лечения, которые когда-нибудь будут использованы для "наращивания" природных способностей спортсменов.
Ричард Хенсон, профессор биохимии Case Western Reserve University (Кливленд, Огайо), говорит, что по физическим возможностям супермышь можно сравнить разве что с лучшими спортсменами, например, с велогонщиком Лэнсом Армстронгом, который семь раз подряд, с 1999 по 2005 год, выигрывал "Тур де Франс". Внесение изменений в некий ген, ответственный за работу организма с глюкозой, по-видимому, стимулирует эффективное использование жировых запасов для производства энергии. Между тем супермыши, как и самые выносливые спортсмены, не страдают от накопления избыточной молочной кислоты: вещества, которое вызывает спазмы мыщц.
"Есть и минусы: едят они вдвое больше, чем обычные мыши из контрольной группы, а масса тела у них вдвое меньше, чем у нормальных. Кроме того, они очень агрессивны, сообщил Хенсон. В чем причина, мы пока по-настоящему не разобрались".
Профессор Хенсон, руководитель группы из 15 исследователей, сказал, что первая супермышь была создана около четырех лет тому назад. Для этого эмбриону мыши была сделана инъекция высокоактивной формы гена, который отвечает за энзим под названием "фосфоенолпируват-карбоксикиназа" (сокращенно он обозначается латинской аббревиатурой PEPCK-C). Результаты экспериментов на мышах впервые опубликованы в издании Journal of Biological Chemistry.
"У нас, людей, есть точно такой же ген, сказал профессон Хенсон. Но над людьми так экспериментировать не станешь. Это абсолютно неэтично. Мы не считаем, что эта модель, разработанная на мышах, является адекватной моделью для генной терапии человека. Сегодня невозможно внедрять гены в мышцы скелета человека, и было бы неэтично даже пытаться это делать".
Однако фармацевтические компании, возможно, смогут на базе этих результатов разрабатывать новые препараты, улучшающие работу мышц, что будет полезно людям с определенными заболеваниями. Профессор Хенсон признал, что существует вероятность злоупотребления такими препаратами среди спортсменов.
"Да, такое весьма возможно, сказал он. Это другой подход к внедрению гена в организм человека. Я был бы готов совершить это лишь с целью помочь человеку с серьезной болезнью типа муковисцидоза".
Исследователи начали свой эксперимент, чтобы побольше узнать об энзиме PEPCK-C, присутствующем в основном в печени и почках. В результате генной модификации концентрация этого энзима в мышцах супермышей до 100 раз превышает тот же показатель у обычных мышей.
"Задача нашего эксперимента состояла в том, чтобы изучить обмен веществ и производство энергии у мышей, пояснил профессор Хенсон, а также установить, какую роль может сыграть одиночный, важный для обмена веществ энзим, если ввести его в ткани, где он обычно не находится в высокой концентрации".
По словам Хенсона, изменения в физических возможностях и поведении модифицированных мышей стали для ученых полной неожиданностью. Обычно ученым приходится делать анализы крови, чтобы установить, возымела ли модификация генов какие-либо последствия, но эти мыши заметно отличались от обычных еще в раннем возрасте.
"Мы могли опознавать их, когда им было по несколько недель отроду, сказал профессор. Они скакали по клетке, точно жареный попкорн. Мы подсчитали, что они ведут себя в 10 раз активнее, чем обычные".
Дальнейшие эксперименты на мышах, возможно, прольют свет на связь между высококалорийным рационом питания и раком, а также низкокалорийным рационом и долгожительством. "Наши мыши живут дольше, а едят почти вдвое больше обычных, это явление требует изучения", сказал Хенсон. Об этом сообщает InoPressa