16 мая любовная драма Вонга Кар-Вая "Мои черничные ночи" откроет 60-ый кинофестиваль в Канне.
Каннский кинофорум стал национальным достоянием Французской Республики. Сегодня, как и 60 лет назад, приморский бульвар Круазетт - в эпицентре актуального киноискусства и политической моды.
В канун юбилея на французскую публику обрушился шквал глянцевых альбомов, альманахов и подарочных каталогов, посвященных Каннскому фестивалю.
По заказу парижского еженедельника "Madame Figaro" дизайнер Карл Лагерфельд сделал 60 портретов кумиров трех поколений - от легендарной музы "новой волны", Жанны Моро, до двадцатилетнего лауреата премии "Сезар", Гаспара Ульеля, уже успевшего сыграть в фильмах Гаса Ван Сэнта и Питера Гринуэя.
"Cahiers du Cinema", культовый журнал о кинематографе, выпустил 500-страничный альманах с фотографиями звезд, "делавших Канн". Пренебрегая политкорректностью, издатели разделили альманах на два тома: "Женщины" и "Мужчины".
Первый Каннский фестиваль, придуманный министром культуры Жаном Зэ и Луи Люмьером как ответ демократического сообщества на киносмотры в фашистской Венеции, должен был начаться 1 сентября 1939 года. Известие о вторжении Гитлера в Польшу сорвало планы организаторов, и война на семь лет задержала проведение фестиваля.
Осуществить замысел Люмьера удалось только в 1946 году - открывшийся 20 сентября в каннском Казино кинофорум стал первой культурной акцией международного масштаба в послевоенной истории.
Хотя фестиваль проходил под патронажем Министерства иностранных дел, Министерства образования и Национального центра кинематографии Франции, денег не хватало, и дважды, в 1948 и в 1950 годах, праздник на Круазетте отменяли.
В 1959 году директору Роберту Фавру Ле Брету пришла в голову мысль провести в рамках фестиваля кинорынок, и к середине шестидесятых кинофестиваль в Канне стал местом, где надлежало "засветиться" любому профессионалу с серьезными амбициями в киноиндустрии.
Сегодня бюджет фестиваля составляет 20 млн. евро. Половину средств выделяет Национальный центр кинематографии, муниципалитет Канна и власти департамента Приморских Альп.
Число делегатов фестиваля в последние годы превышает 30 тысяч человек, а журналистов на Круазетт съезжается больше четырех тысяч, что делает Каннский кинофестиваль самым крупным медийным событием после Олимпийских игр.
В юбилейном году художественный директор фестиваля Тьерри Фремо собрал "богатый урожай". В главном конкурсе, жюри которого возглавит британский режиссер Стивен Фрирз, ветераны и лауреаты прошлых лет: Гас Ван Сэнт, Вонг Кар-Вай, Квентин Тарантино, Александр Сокуров.
Братья Коэны в седьмой раз борются за Золотую Пальмовую ветвь - в этом году с фильмом "Для стариков здесь места нет". Балканский маэстро Эмир Кустурица в свой пятый визит на Круазетт представит фильм-притчу "Завет".
Францию представляют в конкурсе четыре режиссера, ни разу до этого не претендовавших на Каннское золото.
Дива порнографического арт-хауса Катрин Брейя привозит костюмную драму "Старая любовница". Тьерри Фремо назвал фильм Брейя "историей Чарльза и Камиллы в духе XIX века, рассказанной языком современного кино".
Среди загадок конкурса - черно-белая анимация "Персеполис".
Создатели культовых комиксов, Сатрапи и Паронно, дебютируют в большом кинематографе с историей иранской девочки Маржан (альтер-эго режиссера фильма, Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения), пережившей перипетии исламской революции и вынужденной эмиграции.
Поклонники неистового мексиканца Карлоса Рейгадоса, чья "Битва на небесах" вызвала бурные дебаты в Канне в 2005 году, ждут его новую ленту "Молчащий свет". Тьерри Фремо обещает зрителям "самую красивую грозовую сцену фестиваля" в новом фильме Рейгадоса.
Работу Андрея Звягинцева, автора венецианского хита "Возвращение", дебютирующего в Канне с психологической драмой "Изгнание", Фремо комментирует так: "Мы с нетерпением ждали его второй фильм, потому что знали, что именно во второй раз особенно сложно добиться успеха".
В Канне всегда в почете политический нон-конформизм, особенно когда на Круазетт жалует главный возмутитель спокойствия и критик Президента Буша, документалист Майкл Мур. Три года назад председатель жюри Тарантино вместе с публикой полчаса стоя аплодировал антибушевскому "Фаренгейту 9/11", и судьба Золотой Пальмовой ветви 2004 была решена. В новой документальной бомбе Sicko (название, парафразирующее хитчкоковский Psycho, на русский можно перевести как "Болявый") режиссер ищет ответ на вопрос, почему 45 миллионов жителей богатейшей сверхдержавы лишены базовой медицинской страховки.
Фильм Майкла Мура демонстрируется в Канне вне конкурса, так же, как и сиквел-блокбастер Стивена Содерберга "13 друзей Оушена" и "Большое сердце" англичанина Майкла Уинтерботтома.
Первой интригой 60-го фестиваля может стать визит на Круазетт нового Президента Франции Николя Саркози. По прихоти протокола открытие Каннского фестиваля и инаугурация Президента республики пройдут в один день - 16 мая. В 1997 году, на празднование пятидесятилетия фестиваля с официальным визитом приехал Жак Ширак.
По материалам BBC.