Итоги Берлинале 2009

16.02.2009, 11:59

В Берлине вечером 14 февраля были объявлены победители кинофестиваля Берлинале. Распределение берлинских наград - дело непредсказуемое. Но, наверное, никогда "ножницы" между мнением критиков и прессы с одной стороны, и фестивального жюри с другой, не расходились так решительно, как в этом году.

Победителями Берлинале стала 33-летняя Клаудия Льоса, племянница "латиноамериканского Хемингуэя" Марио Варгас Льосы, и ее "команда" в фильме "Молоко скорби" ("La Teta Asustada"). Фильм из Перу, который казался скорее представителем кино-экзотики в большом конкурсе, работает с темой большой национальной трагедии, в данном случае - гражданской войны и террора "sandero luminoso", - горечь которой передается из поколения в поколение. Символом этой горечи в ленте, обильно отдающей должное латиноамериканской мистике, становится таинственная болезнь, передающаяся через материнское молоко - "молоко скорби".

Сразу три из девяти берлинских "медведей" достались еще одному фильму, который числился аутсайдером во всех журналистских рейтингах: "Gigante" уругвайского режиссера Адриана Биньеса. "Гигант" - история человеческого одиночества - удостоился гран-при жюри, разделив эту награду с немецкой картиной "Все остальные" (Alle Anderen), а также был награжден "медведем" за лучший кинодебют и призом имени Альфреда Бауэра вместе с фильмом Анджея Вайды "Татарак".

Третий награжденный аутсайдер - фильм "Каталин Варга" англичанина Питера Стрикленда. Лента получила очень важного берлинского "медведя" за выдающееся художественое достижение. Он, правда, был вручен не режиссеру, а его саунд-дизайнерам Габору Эрдэли и Тамасу Шекели. По мнению жюри, в этой картине визуальный ряд строится вокруг звукового, а не наоборот, создавая вместе с ним выразительное единство. Фильм рассказывает историю мести: карпатская крестьянка Каталин Варга ищет своего обидчика.

Двух "медведей" собрал фильм "Все остальные" новой надежды немецкого кино Марен Аде. 30-летняя режиссер рассказывает о двух своих ровесниках, обитателях большого города, которых отпускное одиночество вдруг сталкивает с проблемами более серьезными, чем карьера и ее атрибуты. Исполнительница главной роли Биргит Минхмайр получила "серебряного медведя" как лучшая исполнительница женской роли, и это награждение замечательной молодой актрисы можно считать компромиссом с "общественным мнением" фестиваля. Как и присуждение "медведя" за лучшую режиссуру иранцу Ансгару Фархади за его ленту "Всё про Элли".

Распределение остальных медведей носит скорее "утешительный" характер. "Уведомитель" Орена Мовермана получил "медведя" за лучших сценарий, в "Реке Лондон" Рашида Бушареба награду в качестве исполнителя лучшей мужской роли получил Сотигуи Койянте.

Нисколько не критикуя желание жюри награждать новое, оригинальное, эскмпериментальное, а также проявления женской солидарности - три сильные женщины в жюри: режиссер Изабель Куаксе, звезда кулинарии Элис Уотерс и актриса Тильда Свинтон явно с особенным вниманием отнеслись к достижениям женщин-режиссеров, - заметим, что берлинская стратегия разделения "гламура" и "арта" имеет и негативные последствия. Публика видит лишь звезд на красном ковре, а потом читает в газетах названия неизвестных лент. Это приводит к тому, что звезды остаются звездами, а награжденные ленты исчезают в омуте прокатного кино. Об этом сообщает Deutsche Welle.

 

Читайте також