Главная достопримечательность Великобритании - башенные часы Биг-Бен отмечают свой полуторавековой юбилей.
31 мая 1859 года после неоднократных переносов сроков и выяснений отношении между архитектором здания британского парламента Чарльзом Барри и куратором отливки главного колокола и сооружения часового механизма Эдмундом Денисоном Биг-Бен начал отсчет времени, а 11 июля обрел и "голос", когда впервые "заговорил" его Большой колокол.
Впрочем, в ту пору всемирно известная башня еще не имела своего нынешнего названия, а именовалась просто башней св. Стефена , вестминстерской башней или Часовой башней. Имя Биг-Бен она получила от названия Большого колокола часов, который сам претерпел несколько переименований. Вначале он назывался "Королевская Виктория", затем просто "Виктория", после чего обрел имя "Бен" с последующей добавкой слова "большой".
Окончательным своим названием Большой колокол, а за ним и башенные часы обязаны, предположительно, распорядителю работ по возведению нового здания Вестминстерского дворца - прежнее полностью сгорело в 1834 году - сэру Бенджамину Халлу. Но есть и предположение о том, что Биг-Беном колокол и Часовая башня стали именоваться благодаря очень популярному в то время в Лондоне боксеру Бену Канту, отличавшемуся внушительными размерами.
Первоначально отлитый для башенных часов Большой колокол весил 16 тонн, но он просуществовал недолго и буквально развалился на куски еще на этапе испытаний. Из него компания "Уайтчэпл белл фаундри" отлила колокол чуть "полегче" - 13,8 тонны, который и был доставлен на Парламентскую площадь 16 лошадьми, подгоняемыми дружными выкриками энтузиастов из толпы.
Но и по завершении всех работ, включая установку четырех малых колоколов, Барри и Денисон еще почти десять лет вели публичную переписку - в том числе и на страницах "Таймс" - обвиняя друг друга в плохом звучании башенных часов и работы часового механизма. К этим выяснениям отношений периодически подключались парламентарии и представители компании "Уайтчэпл белл фаундри".
Эти споры и взаимные обвинения ушли в прошлое, а бой курантов Биг-Бена стал своего рода звуковой визитной карточной Великобритании, узнаваемой во всем мире. По-прежнему безупречно - при периодическом профилактическом содействии - отсчитывает время и часовой механизм Биг-Бена, извещая звоном малых колоколов о прохождении каждой четверти часа. В начале часа подает свой голос и Большой колокол, который сегодня пробьет полтора столетья. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.