Зампредседателя КНР Си Цзиньпин может встать во главе Китая уже в марте 2013 года

15.02.2012, 13:14
Фото: dw-world.de

Заместитель председателя КНР Си Цзиньпин для Запада - до сих пор "темная лошадка". Почти нет сомнений в том, что в октябре на съезде коммунистической партии Китая (КПК) он сменит ее нынешнего генсека - Ху Цзиньтао, а в марте 2013 года займет пост главы государства - председателя КНР. Поездка Си Цзиньпина в США лишь подчеркивает его статус преемника.

О взглядах Си Цзиньпина на внешнюю политику КНР практически ничего не известно. Будучи одним из 9 членов Постоянного комитета Политбюро ЦК, он отвечал за идеологическую и организационную работу. Несмотря на то, что возможный будущий китайский лидер регулярно встречается с высокопоставленными иностранными политиками, речи ему чаще всего предварительно составляют в министерстве иностранных дел.

Гэри Лок, посол США в Китае, сказал не так давно, что Си - "симпатичный человек", но и Лок признает, что Соединенные Штаты не имеют представления о том, будет ли Си Цзиньпин отличаться от Ху Цзиньтао, и если ли да, то в чем именно. Представители академических кругов Китая, которые знакомы с Си Цзиньпином, в 2009 году объяснили генеральному консулу США в КНР Беатрис Камп, что предполагаемый новый лидер партии и глава государства лучше всего проявляет себя в том, что ничего не делает.

По словам одного из ученых, с 2007 года Си рассматривали преемником Ху Цзиньтао, потому что его кандидатура была идеальной, казалась устраивающим всех компромиссом: "Си таковым и был, потому что он очень осторожен, стоит в последних рядах со скрещенными на груди руками. И не делает ошибок".

Во время некоторых публичных выступлений за границей Си Цзиньпин все-таки заставил заподозрить в нем националиста. Например, в Мехико в 2009 году, когда он почти открыто сделал выпад в сторону США: "Некоторым иностранцам с набитыми животами нечем заняться, кроме как показывать на нас пальцами".
В том же году во время визита в Японию заместитель председателя КНР Си Цзиньпин вызвал негодование принимающей стороны, когда добился аудиенцию у императора. Обычно такая возможность предоставляется тем, кто предварительно, за несколько месяцев записался на прием. Си поступил своевольно, японская пресса отреагировала на это с большим недовольством. Со временем Си Цзиньпин научился более дипломатично высказываться на публике в ходе зарубежных визитов.

Многие советники из ближайшего окружения возможного будущего главы КНР - генералы Народно-освободительной армии Китая. Это, по мнению экспертов, должно стать решающим фактором при выработке внешней политики и политики в области безопасности, которую новый лидер Китая будет проводить. Китайские военные в последние годы предлагали более националистический курс, чем дипломаты. Так, они провозглашают отдельные территории, суверенитет над которыми Китай оспаривает с соседними странами, находящимися "в сфере стратегических интересов" Пекина. К ним относится японский архипелаг Сенкаку (в Китае его называют Дяоюйтай).

Во многих статьях и комментариях, публикуемых в официальных СМИ, военные стратеги КНР вновь и вновь делают упор на то, что Китай должен быть готов "вести локальные войны и побеждать в них", учитывая, что такие конфликты происходят в век высоких технологий. Звучали даже голоса в поддержку проведения ограниченных военных операций против Вьетнама и Филиппин - двух стран, с которыми у Китая есть территориальные споры.

Удастся ли Си Цзиньпину без труда обосноваться на вершине власти, зависит от того, насколько благосклонной будет к нему военная элита Китая. У него на пути может встать 69-летний Ху Цзиньтао. В политических кругах Пекина исходят из того, что Ху хоть и освободит место в Постоянном комитете Политбюро ЦК, но еще два-три года будет оставаться на посту председателя Центрального военного совета КНР.

Именно так поступил и его предшественник Цзян Цзэминь. Но в данном сценарии Си Цзинпина, судя по всему, не заинтересован. А его возможности оказывать давление на Ху Цзиньтао, чтобы тот ушел и с поста председателя Центрального военного совета уже на очередном съезде партии в октябре, зависят от позиции генералов.

В обмен на это будущий преемник Ху Цзиньтао мог бы пообещать военной элите право голоса в том, что касается определения внешнеполитического курса страны и политики безопасности. Кроме того, он знает, что национализм после отжившей свое коммунистической идеологии остается одним из немногих столпов, на которых держится легитимность коммунистической партии Китая.

А символический вызов доминирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе США - новые китайские подводные лодки и авианосцы - уже сейчас вызывают патриотический подъем у молодого поколения китайцев, живущих в больших городах. Об этом сообщает Deutsche Welle.

 

Читайте також

Читайте также