"Марсельеза" празднует 220-летие

02.08.2012, 14:35

220 лет назад мир узнал "Марсельезу" (La Marseillaise) - государственный гимн Франции и, вероятно, самую знаменитую патриотическую песню всех времен.

1 августа (по другим данным, 30 июля) 1792 года марсельский добровольческий батальон вступил в Париж с новой песней, которая произвела колоссальное впечатление на жителей столицы и вскоре зазвучала по всей стране.

"Марсельеза" не была спущена сверху, а сперва завоевала народное признание. Якобинский Конвент утвердил ее в качестве гимна лишь 24 ноября 1793 года. 14 июля 1795 года решение подтвердил термидорианский Конвент.

Название "Марсельеза" тоже является народным. Автор окрестил свое творение "Военным маршем Рейнской армии".

Великая песня была плодом вдохновения. Руже де Лилль сочинил музыку и слова за несколько часов вечером 25 апреля.

Вообще-то, автор "Марсельезы" служил в Страсбурге. Для марсельского батальона песню выбрал случайно услышавший ее депутат Законодательного собрания от этого города Шарль Барбару.

Драматические повороты французской истории отразились в судьбах автора и первого "промоутера" будущего гимна. При Робеспьере обоих объявили контрреволюционерами. Барбару отрубили голову, Руже де Лилля спас термидорианский переворот.

Как всякое заметное историческое событие, создание "Марсельезы" обросло легендами. Говорили, что Руже де Лилль, не найдя дома бумаги, записал ноты и слова на обратной стороне сорванной на улице листовки с призывом идти в добровольцы; что его творческий порыв питался не столько революционными чувствами, сколько желанием отличиться перед молодой женой страсбургского губернатора, за которой он якобы ухаживал; что музыку сочинил не он, а его приятель Игнас Плейель, который впоследствии разочаровался в революции и оттого скрывал свое участие в создании "Марсельезы".

Руже де Лилль написал пять куплетов, шестой добавил несколько позже школьный учитель из Изера Антуан Песонно. Гектор Берлиоз в 1840 году создал новую музыкальную аранжировку, в которой "Марсельеза" исполняется и поныне. Каноническая инструментальная версия длится 1 минуту 17 секунд.

Вдохновленный успехом, Руже де Лилль решил посвятить себя музыке. До своей смерти в 1836 году он написал больше 50 произведений, но ни одно из них славы ему не принесло.

Стефан Цвейг включил рассказ о Руже де Лилле в сборник "Звездные часы человечества", озаглавив его "Гений одной ночи".

14 июля 1915 года, в разгар первой мировой войны, прах создателя "Марсельезы" был торжественно перезахоронен в парижском Доме Инвалидов.

Франция - первое в мире государство, получившее официальный гимн. Ей же принадлежит первенство по их количеству.

Дореволюционный гимн Domine, salvum fac regem ("Боже, храни короля") написала в 1686 году герцогиня де Бриньон на музыку придворного композитора Жана Люлли. Британский гимн "Боже, храни короля" и российский "Боже, царя храни!" создавались в подражание ему.

Короновавшись в 1804 году императором, Наполеон сделал гимном "Походную песню" Этьена Мейюля на слова Жозефа Шенье. Во время президентства Валери Жискар д'Эстэна ее исполняли в торжественных случаях наряду с "Марсельезой".

При Луи-Филиппе гимном была военно-патриотическая песня "Парижанка", а в середине XIX века, в годы Второй империи, - марш "Уезжая в Сирию", музыку которого сочинила приемная дочь и невестка Наполеона Гортензия Богарне.

Республиканский строй окончательно победил во Франции в 1871 году, однако только в 1879 году правительству удалось провести закон "О защите республики", приравнивавший попытку реставрации к государственной измене, и вернуть "Марсельезу".

В 1941 году, во время коллаборационистского режима Виши, место "Марсельезы" заняла спешно сочиненная песня "Маршал, мы здесь!". По степени верноподданнического восхваления маршала Филиппа Петэна, возглавлявшего вишисткую Францию, эта песня, пожалуй, соперничала лишь с советскими одами Сталину.

Одним из первых государственных актов де Голля после освобождения страны стало восстановление в правах "Марсельезы". Ее статус закреплен в статье 2 принятой в 1958 году конституции Пятой республики.

После европейских революций 1848 года "Марсельеза" повсеместно сделалась символом освободительного движения и республиканской идеологии.

В современной Франции время от времени слышны предложения сочинить для "Марсельезы" новые слова.

Действительно, по современным меркам призыв "обагрить их грязной кровью наши поля" выглядит странновато и вполне тянет на "разжигание ненависти". Даже "Интернационал" звучит менее кровожадно.

Пока во Франции верх берет точка зрения, согласно которой нужно беречь исторические традиции, а буквально понимать слова, написанные два с лишним века назад, не следует. Об этом сообщает ВВС.

 

Читайте також