Лондонский Музей брендов: история, рассказанная в товарах

03.06.2013, 14:35
Фото: bbc.co.uk

На сайте музея Музей брендов, упаковки и рекламы написано, что он находится в двух шагах от знаменитой Портобелло-роуд и в пяти минутах от "той самой двери, которая фигурирует в фильме "Ноттинг-хилл" с Хью Грантом и Джулией Робертс". Это так и есть, и сразу становится ясно, что хозяин и основатель музея знает, как правильно подать товар.

Внешне музей выглядит исключительно современно, но входишь - и сразу погружаешься в особую ностальгическую атмосферу. Этот необычный музей, как, впрочем, многие английские небольшие музеи, появился на свет усилиями одного энтузиаста - Роберта Опи, который любезно соглашается лично рассказать о том, как он создавался.

Самая первая витрина посвящена 60-летию коронации королевы Елизаветы Второй, и она как нельзя лучше показывает, что Британия в тот момент просто с ума сошла: все было украшено короной и вензелем Елизаветы - обертка для хлеба, бумажные пакеты, набор кукольных расчесок, не говоря уже о специально сделанных к этому событию памятных сувенирах - кружках, тарелочках, чайниках, коробках с печеньем.

Роберт Опи признается, что все эти вещи он приобрел для музея много позже, но, что удивительно, одна вещь, относящаяся к этому памятному 1953 году, была сохранена именно им в шестилетнем возрасте - это коробка из-под пшеничных хлопьев, тоже с коронационной символикой. "Для меня это имеет особое значение, потому что я тогда сделал свой первый памятный альбом с вырезками, посвященный коронации, который вот тут, перед нами", - поясняет мой провожатый.

"Этот альбом по сути стал моей первой коллекцией, поскольку я туда включил не только газетные вырезки, но и разные попутные вещи, например, вырезки из бумажных пакетов, марки и даже несколько крышечек из-под молочных бутылок. Так что даже в таком юном возрасте я интересовался всеми этими вещами и в результате за свой альбом я получил в школе первый приз", - добавляет он.

В полную силу Роберт Опи начал собирать обертки и упаковки продуктов, когда ему исполнилось 16 лет, причем не только свои, но и те, которые выбрасывали с витрин владельцы небольших магазинов.

Устроившись по окончании колледжа на работу в маркетинговую компанию, Опи узнал, что существуют более ранние упаковочные версии почти всех товаров, и тогда же пришла идея открыть музей, посвященный развитию потребительского общества.

Конечно, сохранить все самому, даже если ты очень заядлый коллекционер, практически невозможно. Но легко ли добывать для своей коллекции какие-то недостающие фрагменты потребительской эпохи?

"Что-то найти довольно просто, а что-то практически невозможно, - признается Роберт. - Например, вот такую коробку из-под пшеничных хлопьев 1953 года. Я второй такой больше не нигде не видел. Тогда многие сохранили кружки и даже жестяные коробки из-под печенья просто как память о коронации. Да и в быту они пригождаются".

"А вот обертки из-под хлеба, даже вот такие детские носки, и уж тем более крышечки из-под молочных бутылок - такое никто не хранил, потому что не видел значимости этих предметов", - рассказывает владелец музея.

Музейная коллекция выстроена в хронологическом порядке, то есть, посетители  оказываются будто бы во временном туннеле, устланном обертками, фантиками, коробочками, пачками. Как говорит основатель музея, он хотел рассказать о том, как с развитием промышленности и началом массового производства происходила потребительская революция, ведь уже к концу XIX века основные товары стали упаковываться и продаваться поштучно.

Некоторые экспонаты сопровождаются исторической справкой. Так, например, американский врач Джон Келлог в конце XIX века пытался придумать облегченную пищу для больных, что-то вроде диетического питания, и, экспериментируя совместно со своим братом Уиллом, в 1894 случайно обнаружил, как можно расслаивать зерно, чтобы произвести хлопья. И так родились всем теперь уже известные хлопья для завтрака Kellog's с петухом на пачке.

В Музее брендов около двух тысяч экспонатов, многие повторяются, но есть и уникальные, как, например, американская пишущая машинка фирмы Hammond с круглой клавиатурой. Это явно кому-то когда-то показалось гениальной идеей - расположить клавиши этаким амфитеатром, но совершенно очевидно, что печатать таким образом неудобно, и дизайн не прижился.

Каждое исторические событие сопровождалось появлением какого-то товара. Так, к актрисе Ширли Темпл пришла известность - тут же появилась посвященная ей кукла. В 1934 году в Канаде в семье Дионн родились пятеро близнецов, и тут в музее можно полюбоваться на пупсов-пятерняшек, уложенных в кукольную кроватку.

Есть здесь и игрушки, выпускавшиеся в период Первой и Второй мировых войн, и настольные игры того времени с такими названиями: "Дорога на Берлин" или "Гони врага".

А есть витрины, где можно проследить, как менялась упаковка, например, детской присыпки за последние 60 лет: сначала этот тальк выпускался в жестяной коробке, потом крышка сменилась на жестяную, чуть позже видоизменилось написание бренда, затем вся банка стала пластмассовой, и так далее.

Как признается Роберт Опи, самого музея брендов запросто могло бы и не быть, поскольку все, что в нем выставлено, обычно выбрасывается, так как люди не видят в этом никакой ценности.

С появлением цифровых программ и интернета действительно многое можно хранить в виртуальном виде. С другой стороны, все эти незначительные, казалось бы, вещи очень точно передают ощущение времени.

"Эти вещи стали частью нашей памяти, поскольку мы этим пользовались. Или не мы, а наши родители, или наши бабушки-дедушки. Иногда родители рассказывают о каком-то товаре, продукте, который больше не производится, а потом посетитель приходит в музей и видит то, о чем рассказывали родители", - говорит Опи.

Музейная коллекция завершается небольшой витриной, рассказывающей о вторсырье и о том, что все больше товаров сегодня производится в упаковке, которую можно и нужно перерабатывать. И в этом я вижу хоть какую-то надежду на то, что человечество в итоге не будет завалено мусорными пирамидами отходов бесконечного производства. Об этом сообщает ВВС.

 

Читайте також