В Житомирской колонии No8 скончался один из самых страшных за годы независимости Украины серийных убийц маньяк Анатолий Оноприенко, отбывавший там пожизненное заключение. Об этом сообщил начальник управления внешних коммуникаций Государственной пенитенциарной службы Украины Игорь Андрушко.
"По предварительным данным, Оноприенко умер естественной смертью вследствие сердечного приступа - в последнее время он жаловался на здоровье (в частности, осложнения на сердце и легкие), - отметил офицер. - Окончательное заключение ожидается после вскрытия, а все подробности будут оглашены на брифинге в Житомире в среду утром". Андрушко сказал, что не располагает данными о том, что Оноприенко по прозвищу "Зверь", которому недавно исполнилось 54 года, могли каким-то образом помочь уйти в мир иной.
"Зверь" бесчинствовал по всей Украине с 1989 по 1996 годы, наводя ужас на жителей Житомирской, Львовской и других областей. Его искали днем и ночью десятки тысяч сотрудников милиции и наряды Внутренних войск, но убийце долго удавалось ускользать от преследования. Был пойман на квартире любовницы, сопротивления оказать не успел. Его приговорили к высшей мере наказания. Однако Украина только-только ввела мораторий на смертную казнь, и расстрельный вердикт заменили пожизненным заключением. Напарник маньяка Сергей Рогозин получил 13 лет тюрьмы.
Процесс проходил в Житомирском областном суде при беспрецедентных мерах безопасности - боялись, что над Оноприенко учинят расправу родственники погибших, и его привозили на заседания под усиленной охраной, всякий раз меняя маршрут следования.
Оноприенко отбывал срок в камере-одиночке - никто из сидельцев не желал находиться с ним в одном помещении. "Зверь" вел себя спокойно, замечаний от администрации не имел. Бежать или покончить с собой не пытался. Много читал. Передач ему с воли не было. С прессой предпочитал не общаться. В числе немногих журналистов дал интервью нынешней замглавного редактора "Сегодня" Марии Ципцюре: "Я ничего не чувствовал, как робот был, - вспоминал он. - Мне эти люди совершенно не мешали. Даже не мог осмыслить, зачем это делаю, ведь деньги у меня всегда были. Чувство такое, вроде бы я нормальный человек, а потом ни с того ни с сего - убийства. Меня мучили голоса, которые приказывали делать это. А когда их не слышал, то пытался попасться, чтоб меня арестовали. В тюрьме мне хорошо, совсем на убийства не тянет. Но если бы вышел на свободу и мне приказали, я бы продолжил убивать".
В этом же интервью Оноприенко признавался: "Я был готов к расстрелу. Все-таки это 52 убийства, а не два. То, что я сделал - очень плохо. Я спокойно ждал смерти. Но хотел, чтобы специалисты провели надо мной тесты и выяснили, почему я стрелял в людей. Ведь 52 убийства - это феномен. Я даже не очень считаю, что я убийца. Я вроде как потерпевший, потому что действовал не по своей воле. А бывало, за ночь человек семь расстреливал. Зачем стрелял - не знаю. И спрашиваю себя, зачем детей убивал? Может, чтобы сиротами не оставлять?". Через пять лет Оноприенко мог получить законное право просить о помиловании, но сказал, что не будет: "У меня преступлений достаточно, чтобы пожизненно сидеть в тюрьме. И не важно, сумасшедший я или нет". Об этом сообщает "Сегодня".