Американский журналист Саймон Островский был отпущен 24 апреля вечером удерживавшими его пророссийскими вооруженными активистами, под контролем которых остается Славянск.
О том, что журналист Vice News будет отпущен, заявил 24 апреля на пресс-конференции самозваный "мэр" Славянска Вячеслав Пономарев. Информацию об освобождении подтвердила и редакция интернет-портала Vice News, которая публиковала серию видеорепортажей Островского из Крыма и восточных областей Украины.
Об исчезновении Саймона Островского стало известно 22 апреля. Вскоре появились сообщения о том, что его насильно удерживают в захваченном пророссийскими активистами здании Совета безопасности Украины в Славянске.
В течение следующих суток от захвативших журналиста людей поступала самая противоречивая информация. Поначалу они заявили, что Саймон Островский вовсе не захвачен, а сидит в здании СБУ и работает, готовит материал. Потом один из лидеров ополченцев заявил, что Островский удерживается потому, что им нужны заложники для торга.
Так называемый "народный мэр" Славянска Вячеслав Пономарев назвал Островского "нечестным журналистом" и "провокатором". "Нам нужны пленные. Нужна разменная монета", - сказал Пономарев.
Кроме того пророссийские активисты в Славянске заподозрили журналиста - свободно говорящего по-русски - в "сборе сведений для "Правого сектора", поскольку у него двойное гражданство - израильское и американское.
Все это чрезвычайно встревожило редакцию Vice News и американские власти. Вашингтон по дипломатическим канал призвал Москву принять срочные меры для освобождения Саймона Островского, который является американским гражданином. С требованиями срочно отпустить репортера Vice News выступили Госдепартамент США и правозащитная организация Amnesty International.
24 апреля удерживавшие Островского люди заявили, что он будет освобожден, как только будут получены документы о его гражданстве и аккредитации. Не ясно, были ли предоставлены какие-либо документы, но в этот же день вечером Саймон Островский был освобожден и выехал из Славянска в Донецк.
Сразу после освобождения Островский дал интервью канадскому телевидению, в котором рассказал, что машину, в которой он находился, остановили на блокпосту на выезде из Славянска. У дежуривших на этом блокпосту вооруженных людей была его фотография.
Островского доставили в здание СБУ, где, как он рассказывает, ему "объяснили задержание тем, что он - лживый журналист, немного побили, а потом повязали повязку на глаза и связали руки".
Через какое-то время его развязали и еще два дня продержали в комнате с другими задержанными. "С нами обращались в общем и целом нормально и регулярно кормили", - говорит 33-летний журналист.
Свое задержание Саймон Островский объясняет тем, что "мы пытались разузнать, участвуют ли русские напрямую в происходящем там (в Славянске)". "В течение двух дней я звонил им и пытался добиться интервью на эту тему. Так что, возможно, они решили, что пора меня остановить", - предполагает он.
Островский отправился в Славянск, чтобы узнать, что произошло на въезде в город в ночь на 20 апреля. В минувшее воскресенье пророссийские ополченцы сообщили, что их блокпост подвергся нападению и несколько человек было убито.
Репортер рассказывает, что нашел человека, продавшего в субботу неизвестному свой джип "Мицубиси", обгорелый остов которого показали прибывшим в Славянск журналистам.
В последнем репортаже перед задержанием он показал пресс-конференцию "народного мэра" Славянска Вячеслава Пономарева, призвавшего правительство России "и лично Владимира Владимировича Путина" прийти на помощь и защитить, как он выразился, "от фашистского нашествия".
Островский спросил самозваного мэра: "Как вы можете доказать, что это именно "Правый сектор" на вас напал, потому что есть уже версии, что, якобы, вы сами на себя напали для того, чтобы привлечь сюда российских миротворцев?". В репортаже видно, что Пономарев реагирует на этот вопрос с явным раздражением.
После освобождения Островский заявил агентству Франс пресс, что он не случайно был задержан на блокпосту в Славянске. "У них была моя фотография, они меня искали", - сказал он.
"Через полтора дня (после задержания) они сняли повязку с глаз и развязали мне руки, - рассказывает журналист. - После этого они относились ко мне нормально".
Перед освобождением "они подошли ко мне, сказали забрать вещи и уходить", добавил он. Об этом сообщает ВВС.