Соболев: Результат расследования дел о топ-коррупции и терроре против Евромайдана - нулевой

19.11.2015, 12:12

"Результат расследования дел о топ-коррупции до и после Евромайдана и результат расследований террора против Евромайдана, которым эта топ-коррупция защищалась - нулевой. Никто из чиновников не был наказан, никто не сел в тюрьму, по одному делу не было вынесено соответствующий приговор", - заявил Егор Соболев, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

В специальном реестре важнейших расследований "Именем Украины", который был создан с целью парламентского контроля за ходом расследования резонансных дел, в настоящее время находится 71 дело, связанное с коррупцией среди высших должностных лиц и 37 - относительно избиения, похищений, пыток и убийств активистов Евромайдана. "Общие цифры следующие: досудебное расследование - сбор, исследования, проверка и использование доказательств - до сих пор продолжается в 62 процессах, и только в 20 из них сообщено о подозрении, - сообщил нардеп. - Что хуже всего - предварительное расследование приостановили в 25 уголовных процессах "в связи с неустановленным местонахождением подозреваемого". В связи с такой формулировкой следствие фактически не ведется по делам Николая Присяжнюка (экс-министр аграрной политики), Александра Клименко (экс-министр доходов и сборов), Виталия Захарченко (экс-министр внутренних дел), Сергея Кусюка (руководитель подразделения "Беркут", которое разгоняло Евромайдан в ночь на 30 ноября), Сергея Клюева (экс-глава Администрации Президента), экс- президента Виктора Януковича, Эдуарда Ставицкого, Юрия Колобова, Виктора Пшонки, Артема Пшонки и Юрия Иванющенко.

21 уголовное производство уже передали в суд, но по результатам рассмотрения дела никого так и не были привлечены к ответственности. По 11 уголовным делам до сих пор продолжается судебное разбирательство, в 3-х уголовных процессах суд решил освободить обвиняемых от уголовной ответственности, еще в 5 - назначил условный срок.

Аналогичное отсутствие результата наблюдается и в расследованиях о коррупции среди высших должностных лиц - в частности, чиновников Януковича, находящихся под санкциями. "Это даже меньше, чем ноль, - заявила Александра Устинова, член правления Центра противодействия коррупции. - Кроме того, что ничего не делалось (для привлечения виновных к ответственности), делались вещи, которые на самом деле помогли части людей выйти из-под санкций и вернуть всё свое имущество". Из 29 чиновников, которые находились в санкционном списке, из 6 (в частности, Портнова, Алексея Азарова и Александра Якименко) уже сняли санкции, так как ГПУ не передала прокурорам в западных судах никаких доказательств. Часть чиновников избежала ответственности опять же "в связи с неизвестным местонахождением". В качестве примера, Александра Устинова привела факты по делу Клюева: "Его выпустили из страны. Мало того - ничего из имущества не было арестовано". В связи с тем, что одновременно с представлением на снятие депутатской неприкосновенности не было представления от ГПУ на арест, правоохранители не могли арестовать его. Это представление появилось позже, причем, отметила госпожа Устинова, с формулировкой "в неустановленном месте в неустановленное время" (на момент совершения преступления) что, по словам госпожи Устиновой, "делается для того, чтобы потом в суде этого человека можно было оправдать"- и в итоге было отозвано. "До сих пор нет никаких доказательств от ГПУ - не было усказано в представлении - никаких данных о выводе из государственных банков суммы более 800 млн. евро в оффшоры на Кипр. Это то, что доказали даже общественные организации", - подчеркнула госпожа Устинова. Второго представления из ГПУ о его аресте в Верховной Раде до сих пор нет. "То есть, до сих пор Клюева нельзя арестовать в одной стране мира", - подытожила Александра Устинова.

"Если в марте месяце не будет судебных решений по всем остальным людям с санкционного списка - все санкции будут сняты европейскими странами", - отметила Александра Устинова, добавив, что на данный момент по всем чиновникам из санкционного списка, кроме Богатыревой и Януковича, даже нет представления в суды от ГПУ. - Я не знаю, каким образом эти судебные решения могут быть приняты за три месяца. Если их не будет, мы потеряем все, что было заблокировано и арестовано за рубежом, и ответственность за это будет лежать не только на ГПУ, но и на Президенте Украины".

Егор Соболев отметил, что депутаты и в дальнейшем наблюдать за ходом расследований, а также подчеркнул, что не только следователи и прокуроры, непосредственно отвечающие за расследование, но и "каждый из руководителей правоохранительных органов - а это 3 Генеральных прокурора, 2 руководителя СБУ и один министр внутренних дел - должны нести ответственность за такой нулевой результат".

По мнению Тараса Гаталяка, координатора адвокатов родственников героев Небесной сотни, причинами такого состояния с расследованием является "коллапс правоохранительной системы", недостаточная независимость и недостаток взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями". Для эффективной работы всей системы, по его мнению, важно было бы разделить работу следователей, работу ГПУ и судей. Господин Гаталяк сообщил, что в течение последних месяцев благодаря усилиям следователя из Управления специальных расследований произошли значительные сдвиги в расследовании дела о преследовании активистов Автомайдана, и если следователи получат достаточную помощь от ГПУ - есть вполне реальные шансы на успех в расследовании всех дел. Кроме того, отметил он, важно не торопиться передавать дела в суд, поскольку в результате того, что материалы недостаточно хорошо подготовлены, потом возникают проблемы в суде. "Мы ждем большей поддержки со стороны Генерального прокурора для Управления спецрасследований. Это наша последняя опора", - подчеркнул Тарас Гаталяк. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.

 

Читайте також

Читайте также