В Германии начали вспоминать 22 июня 1941 года

20.06.2016, 12:57

В ФРГ началась серия памятных мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

16 июня в Берлине на пресс-конференции выступили президент Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями Маркус Мекель, директор Германо-российского музея, расположенного в берлинском районе Карлсхорст Йорг Морре и управляющая делами немецкой общественной организации "Знак покаяния" Ютта Ведувен.

Примечательно, что пригласил их Союз немецких журналистов, аккредитованных при правительстве и парламенте ФРГ. Пресс-конференция проходила в том же зале, где регулярно отчитываются представители кабинета министров канцлера Ангелы Меркель, где выступают ведущие политические деятели Германии и других стран. Это обстоятельство можно расценивать, как опровержение расхожего в российских СМИ тезиса о том, что немецкая пресса, мол, ополчилась на Россию.

"22 июня - это тот день, когда 75 лет назад германский вермахт напал на Советский Союз, - сказала Ютта Ведувен. - День, когда мы поминаем в первую очередь погибших, убитых, умерших от голода во время этой войны на уничтожение".

Организация, которой она руководит, намерена в этот день обратить внимание, прежде всего, на забытых жертв той войны - на людей, которые погибли в немецком плену, угнанных на принудительные работы в нацистскую Германию. На тех, кто подвергался репрессиям и стал жертвой систематического уничтожения, массовых расстрелов и изгнания на оккупированной вермахтом территории бывшего СССР, погиб в еврейских гетто.

Фашистская Германия находилась в состоянии войны с более чем полусотней стран мира, не только с Советским Союзом, напомнил Маркус Мекель. Война с самого начала, подчеркнул он, концептуально рассматривалась нацистами не только как ведение боевых действий, но была стратегически нацелена на уничтожение и порабощение всего славянского населения.

Это проявилось и в отношении к советским военнопленным. Если из британских военнослужащих, находившихся в немецком плену, погибли около трех процентов, то смертность среди советских составила более половины. То есть, свыше трех миллионов солдат и офицеров Красной Армии умерли в плену, указывает Мекель. По его словам, это число вполне сопоставимо с шестью миллионами жертв Холокоста.

Президент Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями считает ошибкой, что в 90-е годы при создании фонда для выплаты компенсаций угнанным на принудительные работы в "третий рейх" не были признаны жертвами нацизма и бывшие советские военнопленные. Только год назад германский бундестаг принял решение выплатить символические пособия тем немногим из них, кто еще остались в живых.

Маркус Мекель обратился с призывом к немецким парламентариям все-таки признать бывших советских военнопленных жертвами нацизма и поддержал инициативу некоторых депутатов построить в Берлине памятник советским гражданам, погибшим в фашистском плену.

В Германо-российском музее создан банк данных, в котором собраны сведения о местах захоронения бывших советских военнопленных и подневольных рабочих, а также солдат Красной Армии, погибших в 1945 году в боях уже на территории Германии.

"В сегодняшней ФРГ, - рассказал Йорг Морре, - существует 3500 мест, где похоронены жертвы той войны на уничтожение против Советского Союза".

Всем хорошо известны крупные мемориальные комплексы, построенные в Берлине и других немецких городах в честь павших в боях с фашистской Германией. Йорг Морре, однако, старается обратить внимание на менее известные захоронения. "Из 3500, - говорит он, - 3100 находятся на обычных городских и сельских кладбищах по всей Германии, это значит, что почти у каждого где- то рядом есть такая могила". Директор музея считает, что это обстоятельство должно стать дополнительным стимулом помнить о 22 июня 1941 года.

На пресс-конференции в Берлине Маркуса Мекеля спросили, не смущает ли его тот факт, что, согласно планам НАТО, немецкие солдаты будут размещены непосредственно у границ России, в частности, в Литве.

Нет, не смущает, ответил социал-демократ Маркус Мекель, занимавший в 1990 году в бывшей ГДР пост министра иностранных дел. "Что меня особенно тревожит, - добавил он, - так это тот факт, что в результате аннексии Крыма и тайной войны на востоке Украины случилось то, что мы в Европе считали невозможным. Что государство, играющее важную роль в ООН, подписавшее Будапештский меморандум, государство-гарант своего соседа - Украины - поставит под вопрос ее суверенитет, в том числе и с помощью оружия".

Что же касается бывших республик СССР, Польши или других стран Восточной Европы, ставших членами НАТО, то Мекель с полным пониманием относится к их нежеланию иметь в рамках альянса разные (по сравнению с другими членами НАТО) уровни безопасности и поддерживает принимаемые в ответ на действия России меры сдерживания.

Конфликт на востоке Украины, посетовал Йорг Морре, сказался и на работе его музея, соучредителями которого стали военно-исторические музеи Москвы, Киева и Минска. "На рабочем уровне контакты еще есть, нам все еще удается удерживать всех участников вместе, - констатировал он, - но многие вещи приходится делать, не привлекая внимание общественности. А организуя большие мероприятия, приходится идти на значительные компромиссы". Об этом сообщает Deutsche Welle.

 

Читайте також

Читайте также