Биологические часы человека не способны адаптироваться к продолжительности дня, которая отличается от 24 часов.
Особенно ярко этот феномен наблюдается у астронавтов, путешественников и людей, занимающихся грузоперевозками. Например, в полете на шаттле астронавты часто сталкиваются с укороченными днями. Вследствие этого они начинают на себе ощущать трудности со сном, который снижается у них, в среднем, до шести часов, несмотря на то, что отдых на Земле обычно продолжался около 7-8 часов.
NASA и Национальный космический биомедицинский исследовательский институт (NSBRI) провели исследование, в ходе которого изучалось влияние дня продолжительностью 23,5, 24 и 24,6 часов на внутренние часы человека. Для этого испытуемые, помещенные в одну из бостонских больниц, провели некоторое время при слабом освещении, работая и отдыхая строго по установленному расписанию.
Уровень адаптации человека выяснялся измерением уровня мелатонина. Мелатонин - это гормон, регулирующий те действия организма, которые относятся ко сну. За два часа до сна уровень его содержания в крови вырастает, в остальное же время его концентрация незначительна.
Как оказалось, лишь пациенты из группы с 24-часовым днем оказались способными поддерживать нормальный цикл выработки мелатонина, другие испытуемые попросту не могли заснуть в назначенное время.
В настоящее время специалисты из NSBRI работают над созданием средства, способного помочь человеку в адаптации к различной продолжительности дня, сообщает "Аккумулятор Новостей".