Гетманские клейноды вернулись на Сечь

22.10.2002, 13:51

В Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого открылась уникальная выставка "Гетьманські клейноди та особисті речі Богдана Хмельницького".

Ее инициатором и соорганизатором выступил фонд интеллектуального сотрудничества "Украина - XXI столетие", возглавляемый народным депутатом Богданом Губским. На выставке представлены раритеты из шести музеев четырех стран Европы - Швеции, Польши, России и Украины - личный флаг Б. Хмельницкого из военного музея в Стокгольме, который более трех столетий сохранялся в коллекции трофеев шведских королей, булава и портрет гетмана - из Музея Войска Польского в Варшаве, сабля, нагай, два кубка - из коллекции Фонда князей Чарторыйских при Национальном музее в Кракове, водосвятная чаша - из Государственного исторического музея в Москве, шапки Б. Хмельницкого - из Национального музея истории Украины. Как отметил на официальной церемонии открытия выставки старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Юрий Савчук, ее уникальность заключается в том, что впервые за несколько столетий атрибуты гетманской власти Б. Хмельницкого удалось собрать вместе и они, хотя бы на время, оказались на родной земле - в краю, где ранее располагались 5 из 8 Запорожских Сечей и откуда в 1648 году началась война за независимость Украины (выставка уже побывала в Киеве, Львове и в "казацкой столице" - Чигирине).

За триста с лишним лет "скитаний по миру" некоторые клейноды и личные вещи Б. Хмельницкого сохранились не в лучшем виде. К сожалению, отмечают специалисты, судьба подобных раритетов "как в капле воды" отражает саму историю Украины, немало пострадавшую от войн, иностранных нашествий и других катаклизмов. Доказательством тому - злоключения крупнейшей в Украине коллекции предметов казацкой старины, которые в конце XIX - начале XX века была собрана в Днепропетровском историческом музее его первым директором, академиком Д. Яворницким. Если до второй мировой войны здесь насчитывалось около 90 тысяч подобных экспонатов, то после военного лихолетья осталась едва ли треть. Остальное либо погибло в огне пожаров, либо было расхищено и разошлось по странам ближнего и дальнего зарубежья, подобно клейнодам и личным вещам гетмана Б. Хмельницкого, сообщает Вадим Рыжков, газета "День".

Читайте також