Пентагон создает свой собственный интернет, военную всемирную сеть для ведения войн в будущем. Ее цель - предоставить в распоряжение американских военных обновляющуюся в реальном времени картину всех иностранных врагов и угроз.
Эта интернет-система, заявил, выступая перед конгрессом, Питер Титс, помощник главы ВВС, позволит "морпехам в Humvee, в далеких уголках планеты, в разгар грозы открыть свои ноутбуки, запросить изображение со спутника- шпиона и скачать его за секунды".
Эта программа получила название Глобальная информационная матрица (Global Information Grid). Она была задумана шесть лет назад, однако первые связи этой сети были заложены всего шесть недель назад. На построение новой военной системы и всех ее компонентов может потребоваться два десятка лет и миллиарды долларов.
Скептики указывают на огромную стоимость этой системы и технологические затруднения. Винт Серф, один из "отцов" интернета и консультант Пентагона, сомневается в реалистичности этой мечты.
"Я хочу иметь гарантии того, что то, чем мы занимаемся, это реальный проект, а не галлюцинация, - отметил он. - Это очень похоже на Звездные войны, когда политика была такой: давайте возьмем и создадим эту систему, ну и что, что технология плетется далеко позади. В амбициозных целях нет ничего плохого, просто нужно соотносить их с физикой и реальностью".
Сторонники новой системы указывают, что связанные единой сетью компьютеры будут самым мощным оружием в американском арсенале. "Сетецентричное" оружие - собранная воедино информация об оружии, секретной разведке и солдатах - изменит, по их словам, военную сферу так, как интернет изменил бизнес и культуру.
Американские вооруженные силы, создававшиеся с целью противостояния странам и армиям, сейчас сталкиваются с врагами, не имеющими государства, самолетов, танков, кораблей и центральной штаб-квартиры. Отправка секретных разведданных напрямую солдатам, участвующим в битве, теоретически должна сделать армии более мобильными и более точными в противостоянии с современными врагами.
Роберт Стивенс, глава Lockheed Martin Corporation, крупнейшего подрядчика вооруженных сил Америки, заявил, что создание высокозащищенной глобальной сети, где данные вооруженных сил и разведки слиты воедино, вполне возможно, и что именно такой интернет будет определять тип ведения боевых действий в XXI веке, как в XX это определяло ядерное оружие.
"Каждый представитель вооруженных сил будет иметь изображение поля боя как на ладони, - отметил он. - А это и есть реальная мощь".
Традиционалисты Пентагона, однако, задаются вопросом, не является ли это "сетецентричное" оружие просто дорогостоящим капризом. Они указывают на уличные бои в Эль-Фаллудже и Багдаде, где огневая мощь и броня до сих пор значат больше, чем оптическое волокно и беспроводная связь.
Четыре десятилетия назад ученые и инженеры Пентагона изобрели системы, которые превратились в интернет. Во времена холодной войны их компьютерные возможности опережали возможности остального мира. Но затем мир нагнал их. Когда около десяти лет назад интернет вышел на коммерческую сцену, военные и разведывательные службы страны начали отставать. Так что, по словам Серфа, "военная матрица - это попытка догнать и перегнать".
Самым большим испытанием на пути создания Глобальной информационной матрицы может стать бюрократия. На протяжении десятилетий армия, ВМС, ВВС и морская пехота создавали собственное оружие, имели собственные радиочастоты, рации и тому подобное и формировали собственные традиции. Новая сеть положит этому конец. Поэтому ее создатели признают, что объединение в одну систему данных вооруженных сил и разведки - задача не из легких, поскольку потребуется согласовать и принять единые стандарты и язык для всех типов вооруженных сил.
В "сетецентричном" мире "потребуется иметь не армию, ВМС, ВВС и морскую пехоту, а объединенные силы", подчеркивает Уильям Оуэнс, бывший вице- председатель Объединенного штаба командования. Так что одно из главных препятствий на пути создания Глобальной информационной матрицы - это изменение культуры отдельных ветвей американских вооруженных сил.
Цели создания новой системы определяют многие планы расходов Пентагона на следующие 10-15 лет. Некоторые расходы и оценки стоимости засекречены, однако известно, что в рамках новой программы уже потрачены миллиарды долларов.
Установление связей для новой системы будет стоить по крайней мере 24 млрд долларов в течение следующих пяти лет (это больше, чем стоимость проекта "Манхэттен" по созданию атомной бомбы). Шифровка информации потянет еще на 5 млрд.
Сотни тысяч новых раций обойдутся в 25 млрд долларов. Стоимость спутниковых систем для разведки, наблюдения, распознавания и коммуникаций оценивается в десятки миллиардов долларов, сообщает "InoPressa".
Цена программы создания военной интернет-сети для одной только армии составляет 120 млрд долларов.
Около 200 млрд долларов будут потрачены в следующем десятилетии на "железо" и программное обеспечение для Глобальной информационной матрицы.
28 сентября фирмы, работающие по контрактам вооруженных сил США, и фирмы, занимающиеся информационными технологиями, создали консорциум по разработке глобальной информационной матрицы. Среди участников консорциума: Boeing, Factiva (совместное предприятие Dow Jones и Reuters), General Dynamics, Hewlett-Packard, Honeywell, I.B.M., Lockheed Martin, Microsoft, Northrop Grumman, Oracle, Raytheon и Sun Microsystems.
До настоящего момента Пентагон пытался создать аналогичную систему уже дважды.
В 1960-х была создана Всемирная система военного командования и контроля (Worldwide Military Command and Control System), но она часто отказывала в кризисных ситуациях. Следующий проект, "Милстар" (Milstar), стоимостью 25 млрд долларов, был завершен в 2003 году - его разработка продолжалась два десятка лет. Однако чиновники Пентагона указывают, что он уже устарел и не может поддерживать технологии XXI века.