В Дидубийском пантеоне общественных деятелей в Тбилиси 6 февраля состоялись похороны премьер-министра Грузии Зураба Жвания. На церемонию прибыли делегации из России, США, Армении, Азербайджана, Украины, других стран, представители ОБСЕ, Евросоюза, Всемирного банка, других международных организаций.
Президент Грузии и семья Зураба Жвания получили сотни писем и телеграмм соболезнования, в том числе от Владимира Путина, Джорджа Буша, Вацлава Гавела, Кондолизы Райс, Виктора Ющенко и др.
З. Жвания и его друг, заместитель губернатора региона Квемо Картли Рауль Юсупов скончались от угарного газа на квартире, арендованной последним, в одном из центральных районов Тбилиси.
По заключению экспертизы, в их крови было обнаружено несовместимое с жизнью количество (более 60%) карбоксигемоглобина (СО). По официальной информации, в квартире, где скончались Жвания и Юсупов, с нарушениями техники безопасности был смонтирован бытовой обогреватель, работающий на природном газе.
Пока Генпрокуратура Грузии не выдвинула никаких обвинений по делу гибели З. Жвания, не смотря на то, что налицо тот факт, что охранники премьера нарушили установленные требования по сопровождению подопечного. Так согласно правилам, личная охрана государственного лица обязана проверить техническую исправность всех бытовых приборов в помещении заранее, за полчаса до приезда охраняемого объекта. Кроме того, служба безопасности обязана связываться с "объектом" по телефону каждые полчаса, а первый звонок телохранители совершили лишь через 2 часа, после того как З. Жвания зашел в квартиру. В тот момент премьер-министр был уже мертв.
В настоящее время Генпрокуратура Грузии ищет человека, который говорил с премьером по телефону в ночь его смерти. Таинственный разговор, участник которого, возможно, способен пролить некоторый свет на обстоятельства гибели грузинского премьера, состоялся примерно в полвторого ночи по московскому времени 3-го февраля.
Некоторые независимые эксперты также не согласны с официальной версией газового отравления. Так, по словам специалистов, сорока процентов карбоксигемоглобина (вещество, образующееся в крови при отравлении угарным газом), найденного в крови премьера, не достаточно для прекращения жизнедеятельности. Для наступления смерти его содержание должно превышать 80%.
Кроме того, непонятно, почему погибшие не проветрили помещение, почувствовав первые признаки отравления - как правило, это сильная головная боль, тошнота и головокружение. Также подозрения вызывает тот факт, что официальное заключение о несчастном случае было вынесено слишком быстро еще до результатов анализов и экспертиз. И еще, - глава "Тбилгаза" после проведения экспертизы сообщил, что газовая печь иранского производства была установлена всего три дня назад, хозяин же квартиры утверждает, что стоит она уже три месяца, и все это время исправно работала.
Загадочность данному делу добавило и заявление отца Р. Юсупова, по словам которого, смерть его сына произошла не в той квартире, где был найден труп, а также тело З. Жвании. Отец погибшего утверждает, что Р. Юсупов никогда не снимал квартиру на Сабурталинской улице. В течение последних пяти лет он проживал вместе с женой в Варкетильском микрорайоне Тбилиси. Об этом сообщает РИА "РосБизнесКонсалтинг".