Приоритеты украино-российских отношений - экономические

22.12.2006, 11:39

21 декабря российский Президент Владимир Путин прибудет в Украину - говорить с руководством страны об экономике, Черноморском флоте и русском языке. Киев к визиту тщательно готовится. Как именно - в интервью собственному корреспонденту "Известий" Янине Соколовской рассказал премьер-министр Виктор Янукович.

- О чем конкретно Вы будете говорить с Владимиром Путиным?

- Приоритеты двусторонних отношений - экономические. Нас прежде всего интересует развитие сотрудничества в нефтегазовой области. Продукция украинских металлургов, судостроителей, машиностроителей, предприятий ВПК пользуется спросом преимущественно в России. Российский рынок важен для нашего агропрома. Сегодня более трети всего украинского экспорта ориентировано на Россию. Она поставляет в Украину около 80% энергоносителей, товарооборот между нашими странами дошел до $24 миллиардов.

Сегодня мы переходим от деклараций к реализации проектов в топливно-энергетической, авиационной и космической отраслях. Мы говорим об отмене Москвой ограничений на поставки продовольственных товаров из Украины. Мы договариваемся о восстановлении экспорта украинской электроэнергии в Россию. Это не "игра в одни ворота". Сотрудничество позволит обеим странам успешно конкурировать на мировых рынках, создавать новые рабочие места и поднимать уровень жизни граждан.

Главное, что после почти полуторагодичной паузы мы восстановили диалог с российскими партнерами. Мы сняли напряженность в отношениях Москвы и Киева, связанную с газовым вопросом и торговыми проблемами. Восстановить утраченное доверие было не просто. Но Украина доказала - она предсказуемый и надежный партнер.

- Вы считаете своей победой новую цену на газ для Украины - $130 за тысячу кубометров?

- Мы понимаем, что эпоха дешевых энергоносителей прошла. Цены растут на мировом и внутреннем рынках. Стоимость газа, получаемого Украиной из России, - самая низкая в Европе. Это признают даже западные эксперты. А значит, слово "победа" можно употреблять без сарказма. Мы достигли успеха. Но эти результаты еще нужно эффективно использовать. А не надеяться на то, что и в следующий раз повезет. Украина, претендующая на достойное место в мировом сообществе, должна быть готова жить по его правилам.

Во многом договоренности в газовой сфере продиктованы "наследством", которое нам оставили предыдущие правительства. Раньше цена была привязана к транзиту газа по территории Украины и у нас были гарантированные объемы российских поставок. Оставшуюся часть "закрывали" туркменским газом.

Сейчас иная договорная база, ее невозможно отменить. Решая "газовый вопрос", мы это учитывали. Нам удалось договориться с Россией на взаимовыгодных условиях. Мы продемонстрировали друг другу и Европе, что можем и будем сотрудничать. Мы дали четкий сигнал: повторения прошлогоднего кризиса не будет.

- Что Вы можете назвать своим главным успехом на премьерском посту?

Наше правительство, в отличие от большинства предшественников, пользуется поддержкой парламента - и не только коалиционного большинства, но и депутатов других фракций. Для меня и ряда министров нынешнего правительства такая ситуация не нова. Коалиционным фактически был и Кабинет, который я возглавлял в 2002-2004 годах. Разница в том, что нынешнее правительство коалиционно юридически. Это первый Кабинет, действующий в условиях парламентско-президентской республики. Впервые исполнительная власть стала наемной силой на службе у парламентского большинства. То есть у большинства избирателей Украины.

2006-й мы назвали "годом реформ". Могу перечислить самые значимые результаты нашей работы. За считанные месяцы нам удалось восстановить управляемость экономических процессов, наладить финансовую дисциплину и энергетическую безопасность. Свой первый визит в должности премьер-министра я совершил в Сочи, на неформальный саммит глав СНГ. Там мне удалось начать конструктивный диалог с российским руководством. Мы сумели обеспечить поставки газа на Украину в 2006-м, нам их гарантировали на 2007-й - в объеме 55 миллиардов кубометров.

Мы провели заседания Межгосударственной украинско-российской комиссии и Межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества с участием моего российского коллеги Михаила Фрадкова. Мы подготовили первое заседание Межгосударственной комиссии Ющенко-Путин. Оно состоится 22 декабря, во время киевского визита Президента России. За четыре месяца у меня было три встречи с Путиным и пять - с Фрадковым.

За этот год украинское правительство вместе с парламентской коалицией приняло 20 законопроектов, необходимых для вступления Украины во Всемирную торговую организацию.

- Каковы перспективы вступления Украины в ВТО, Евросоюз и НАТО?

- Сейчас Украина стала прогнозируемой для стратегических партнеров - России, США и Европейского Союза. Наша внешняя политика остается проукраинской. В ее основе - защита национальных интересов, экономическая целесообразность и здравый смысл. Первым шагом нашей европейской интеграции мы считаем создание зоны свободной торговли. Она - база нового пятилетнего соглашения с ЕС, над которым мы сейчас работаем.

Киев будет сотрудничать с Брюсселем в энергетической сфере, развитии транспортных коридоров, борьбе с нелегальной миграцией и преступностью. Украина совершила рывок в ВТО. Вступление в организацию - вопрос нескольких месяцев. Мы продолжаем диалог с НАТО, но не форсируем присоединение Киева к альянсу. Окончательно вопрос о вхождении Украины в НАТО будет решен на общенациональном референдуме - только народ имеет право сделать окончательный выбор.

- Соратники Президента Виктора Ющенко заявляли о необходимости вывести Украину из СНГ и о нежелании вступать в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Как Вы относитесь к таким высказываниям?

- Нужно признать, что СНГ функционирует лишь как форум для обсуждения общих вопросов. Однако мы выступаем за продолжение взаимодействия в рамках Содружества. Нас интересует экономическое сотрудничество с государствами СНГ. Нужно ввести в действие зону свободной торговли. Этот вопрос согласовали еще в 2003-м на Ялтинском саммите, зону должны были создать до 2005-го и снять ограничения в торговле. Нужна и единая тарифная политика. Я уже высказал свои предложения Владимиру Путину.

- Нужно ли Украине принять закон об оппозиции? И есть ли вообще в стране конструктивная оппозиция?

- К сожалению, сегодня значительная часть украинских оппозиционеров занимается не столько критикой власти, сколько попытками в нее вернуться. Они хотят провести внеочередные парламентские выборы. Законных оснований для этого нет, но в обществе нагнетается противостояние. Против коалиционного Правительства идет полномасштабная информационная война. Нас пытаются дискредитировать на внешнеполитическом уровне. Радикалы рассказывают руководителям иностранных государств, что власть в Украине якобы узурпирована Кабинетом Министров, в экономике - хаос, а народ отстранен от управления страной.

Такое поведение не имеет ничего общего с демократией. Оно дискредитирует саму Украину, становится серьезнейшим препятствием на пути интеграции в европейские и мировые структуры, мешает нормальному политическому процессу внутри страны. Между тем правительство настроено на сотрудничество с оппозицией. Государству нужен бдительный контролер и конструктивный критик. Мы хотим видеть оппозицию не противником, а союзником, нацеленным на укрепление экономики и демократии. Мы налаживаем взаимодействие парламентской коалиции с конструктивной частью оппозиции. Нас уже поддерживают десятки депутатов от оппозиционных фракций.

- Что принесли Украине революционные события последних двух лет?

Большинство людей, выходивших два года назад на улицы под флагами разных цветов - и оранжевыми, и бело-синими, - стремились к тому, что действительно было необходимо обществу: к свободе, к возможности строить свободную, демократическую страну.

И хотя те события разделили общество, они дали возможность гражданам свободно высказаться относительно будущего Украины, избирать ту власть, которая, по их мнению, могла бы воплотить эти надежды. К сожалению, команда, пришедшая к власти в 2004-м, не сумела воспользоваться огромным кредитом доверия, полученным ею и от избирателей, и от руководства ряда демократических государств. Тем не менее эта страница украинской истории стала точкой отсчета новых взаимоотношений в нашем обществе.

Сегодня в Украине создана конкурентная политическая среда - со свободной прессой, системой сдержек и противовесов, когда Президент и проправительственное большинство в Раде принадлежат разным силам. Пришло время объединить Восток и Запад Украины и найти национальную идею, которая бы устроила весь народ.

- Следует ли пересмотреть конституционную реформу, которая превратила Украину в парламентско-президентскую республику и "урезала" полномочия Ющенко?

- Реформа сделала невозможной узурпацию власти одним из ее центров. До сих пор узурпация была чуть ли не нормой политической жизни. Противоречия, возникшие в результате реформы, естественны - это трудности переходного периода. Их можно отрегулировать в Конституционном Суде или в ходе переговоров с Президентом. Мы уже приняли компромиссное решение о создании комиссий по усовершенствованию законодательства.

Разговоры о пересмотре или отмене реформы я считаю "прожектами" и напоминаю их авторам: реформа - свершившийся факт. Те, кто сегодня предлагает ее отменить, два года назад выступали за сокращение полномочий президента и называли систему власти "авторитарной". Теперь они же пытаются восстановить систему, при которой власть сконцентрирована в одних руках.

- В программе Партии регионов значится пункт о поддержке русского языка. Какова ситуация с ним в Украине? Что нужно изменить?

- Главное - чтобы все граждане чувствовали себя максимально комфортно, могли свободно пользоваться родным языком. Права русскоязычного населения защищены Конституцией и Европейской хартией региональных языков и языков нацменьшинств, ратифицированной Верховной Радой. Другое дело, что некоторые госчиновники из-за сугубо политических соображений пытались ограничить эти права, провоцируя напряженность в обществе. На региональном уровне эта ситуация исправлена. Проблем с использованием русского языка в делопроизводстве, учебных и медицинских учреждениях и судах больше нет. Чтобы ситуация не повторилась, парламент вскоре примет закон о языках.

Новый статус русскому языку обеспечит либо парламент, либо референдум. Я гарантирую: права русскоязычного населения в Украине никто не ущемит.

Янина Соколовская, "Известия", 20 декабря 2006 г.
По материалам пресс-службы Кабинета Министров Украины.

Читайте також