Мышь, ежедневно в течение 15 минут пребывающая в состоянии легкой вибрации, за 15 недель теряет 27% жира, а ее кости становятся настолько же более крепкими.
Сообщение об этом открытии, на радость всем желающим похудеть, опубликовал на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences директор биотехнологического центра Нью-Йорского университета Stony Brook Клинтон Т. Рубин, хотя эта новость уже и раньше обсуждалась в научных изданиях.
Эффект, описанный Рубином в его работе, заключается в предполагаемом воздействии очень слабой вибрации на клетки. Легкая вибрация стимулирует стволовые клетки, находящиеся в костной ткани, которые развиваются в жировые клетки, превращаться в костные клетки.
Поскольку при этом дополнительный жир не возникает, прежний объем жира постепенно идет на убыль.
В 1981 году Рубин вместе с коллегами стал изучать причины того, почему старение и физическая пассивность сопровождаются размягчением костей. По достижении 35 лет человек начинает терять по два процента от своей костной массы каждые десять лет. Однако у этой формулы есть и другая сторона: в руке, в которой теннисист держит ракетку, объем кости на 35 процентов превышает соответствующий показатель у обычного человека. Каковы же механизмы, так сильно изменяющие руку теннисиста?
Поначалу Рубин предположил, что укрепление костей при определенных видах тренировок объясняется воздействием прямых ударов - кости ног бегуна укрепляются в силу того, что бегун каждым своим шагом ударяет ногой об землю. Соответственно, кости кисти руки теннисиста могли бы развиваться за счет сотрясения, возникающего при постоянном отскакивании мяча от ракетки.
Однако потом Рубин решил, что это ничего не объясняет. Сильные сигналы - сотрясения не обязательно приводят к росту костных клеток, но могут, наоборот, препятствовать их росту.
И вскоре ученые обнаружили, что формирование костных клеток зависит от совершенно иного вида сигналов - высокочастотных, но слабых механических колебаний.
Вибрации обеспечиваются мышцами. При сжатии мышцы создают легкое подрагивание, это сигнал, запускающий механизм роста костных клеток. Именно дрожь, возникающая в процессе работы мышц ног бегуна, дает костям ног сигнал, что пора начинать крепнуть.
Рубин решил исследовать также воздействие мышечной вибрации на жировую ткань. По мере старения жир всасывается в костный мозг. Например, при остеопорозе или разжижении костей кости становятся пористыми, что приводит к накоплению жира в образовавшихся полостях.
Причиной этого может быть родство кости и жира как таковых: недавно ученые обнаружили в костном мозге стволовую клетку, способную перерождаться как в костную, так и в жировую клетку - в зависимости от характера поступающего в клетку сигнала.
"У нас возникла идея: что если стимулировать развитие таких стволовых клеток механически именно в направлении перерождения в костные клетки, а не жировые?" - вспоминает Рубин.
В ходе эксперимента Рубин ежедневно помещал мышь на 15 минут на поверхность слабо вибрирующей платформы. Мышь, проводившая на своем "посту" пять дней в неделю, за 15 недель потеряла 27% от массы жира, при этом ее кости стали крепче.
Некоторые коллеги Рубина согласны, что наслаждавшаяся вибрацией мышь спустила жирок, однако они не совсем уверены, что жировые клетки переродились в костные.
И все же полной ясности относительно причин исчезновения жира пока нет. Клод Бучар, исследующий в Пеннингтонском центре биомедицинских исследований в университете Луизианы ожирение, заявил, что, находясь на вибрирующей платформе, мыши могут просто тратить больше калорий.
"Если бы меня поместили на вибрирующую платформу, то я бы вцепился в нее, чтобы не упасть, что вызвало бы дополнительный расход энергии, - говорит Бучар. - Другим фактором может быть стресс. Вибрация способна напугать мышей, и они могут заболеть".
Рубин получил подтверждение эффекта снижения жира под воздействием вибрации также при проведении опытов с овцами и индюками. Были проведены и опыты с людьми - парализованными детьми, не способными двигаться. Результаты показали, что вибрация может быть полезной и для костей человека. Об этом сообщает русская интернет-версия журнала Postimees.