В Украине низкая востребованность научных разработок экономикой, а наше общество еще не воспринимает науку как ценность, благодаря которой можно обеспечить благосостояние. Об этом заявил председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Владимир Семиноженко в интервью газете "Зеркало недели".
По его словам, Украина в этом году несколько снизила свои позиции в Глобальном инновационном рейтинге (Global Innovation Index 2013). Это произошло прежде всего из-за условий для развития бизнеса: по сравнению с прошлым годом Украина потеряла здесь аж 28 позиций: "То есть бизнес-среду - а это защита прав инвесторов, права собственности, регистрация компаний, законодательство и т. п. - наш самый главный бич", - отметил В. Семиноженко.
Вместе с тем на 15 позиций упали позиции и по показателю "Производительность знаний и технологическая производительность". По словам председателя Госинформнауки, нужно еще много поработать над вопросом коммерциализации науки, созданием налоговых стимулов и т.д. "Для бизнес- среды и промышленности необходимы стимулы. В некоторых странах, например во Франции, инновации более чем наполовину поддерживаются за счет налоговых стимулов и льгот. У нас, к сожалению, даже достижения, полученные в 2005 г., свернуты, и по сути серьезных налоговых стимулов для высокотехнологичного бизнеса сегодня нет", - подчеркнул В. Семиноженко.
Если взглянуть на структуру украинской экономики, подчеркнул он, то видно, что в ней все еще доминирует сектор высоких технологий. Как свидетельствуют исследования, за период 2001-2011 гг. удельный вес высоких технологий упал на 20%, наблюдается незначительный рост средних технологий, и практически на одном и том же уровне сохранился низкотехнологичный сектор производства. Это по сути приговор украинской экономике, считает Семиноженко.
"Главная проблема заключается в том, что мы не стимулируем притока инвестиций именно в высокотехнологичный сектор, туда, где есть реальная необходимость улучшить структуру экономики. За один и тот же период доля прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичную сферу производства в общем объеме капитала, вложенного в Украину, уменьшилась с 4,2 до 1,9%. Для нашей инвестполитики это тоже звучит как своеобразный приговор", - отметил председатель Госинформнауки.
Поэтому когда мы говорим, что надо поднять инновационный индекс, то за этим стоит не только написание учеными хороших статей, публикация их в международно признанных научных журналах, получение патентов. Необходимо все - инфраструктуру, законодательство, государственную политику - повернуть в сторону структурной модернизации страны. И тогда наука и инновации будут приходить в экономику.
Еще один показатель, который существенно повлиял на место Украины в Глобальном инновационном индексе, - "Развитость рынка" (-14). Председатель Госинформнауки подчеркнул, что этот показатель по сути зависит не от ученых и науки, а от экономики, точнее от того, насколько она восприимчива к новым научным разработкам и технологиям.
"Поэтому когда говорят, что украинская наука имеет проблемы и ее надо реформировать, хочу отметить следующее. Безусловно, проблемы в науке есть, и касаются они как вопросов ее организации, так и создания более эффективных условий для работы. Но главная проблема - в востребованности научных разработок экономикой и восприятии обществом науки как ценности, благодаря которой само общество может достичь своего благосостояния", - заявил Семиноженко.
При этом он подчеркнул, что Глобальный инновационный индекс состоит из целого ряда составляющих, среди которых есть и такие, что улучшились (+12 позиций). Например, "Институты". Под этим термином следует понимать не только субъекты инновационной деятельности, но и законодательное поле, нормативные требования и возможности для работы в инновационной сфере.
В 2012 г. был принят обновленный закон о трансфере технологий, который предусматривает правовые механизмы, которые определяют, что технологии, созданные в научных институтах или вузах, принадлежат вообще не государству, а конкретному учреждению. Эта новация имеет серьезное значение, поскольку теперь научные учреждения могут сами распоряжаться своими нематериальными активами. Можно сказать, что это прорыв в коммерциализации научных разработок. Также частично дерегулированы тендеры.
На четыре позиции улучшилась такая составляющая Глобального инновационного индекса, как "Человеческий капитал и исследования". Очевидно, этому способствовали рост публикационной активности наших ученых, расширение международных контактов Украины, благодаря чему о ней узнали как о научной стране.
Инф. пресс-службы Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины.