На острове Лидо, узкой полоске земли, отделяющей Венецианский залив от Адриатического моря, сегодня, 27 августа, открывается 71-й Венецианский кинофестиваль.
Как сообщил директор фестиваля Альберт Барбера, из 55 фильмов фестиваля - 54 мировые премьеры.
В качестве фильма открытия выбрана картина Алехандро Гонзалеса Иньярриту "Бёрдман". Давно и успешно работающий и у себя в Мексике ("Сука-любовь") и в Голливуде ("21 грамм", "Вавилон") режиссер на сей раз обратился к миру кино. Бёрдман - прозвище стареющего актера, супергероя боевиков (Майкл Китон), отчаянно пытающегося возродить увядающую карьеру.
В борьбе за "Золотого Льва" Иньярриту придется выдержать суровую конкуренцию. Среди участвующих в конкурсе мэтров выделяется Абель Феррара, знаменитый в первую очередь своими мрачными картинами их жизни преступного мира Нью-Йорка ("Плохой лейтенант", "Похороны"). Сильно нашумел его последний фильм "Добро пожаловать в Нью-Йорк" - едва завуалированная под вымышленными именами история сексуального скандала вокруг Доминика Стросс-Кана. Его новая картина - тоже о кинематографисте, но в отличие от Бёрдмана не вымышленном, а подлинном. "Пазолини" - байопик о культовом (многие считают великом) итальянском режиссере, коммунисте и гомосексуалисте Пьере Паоло Пазолини, играет которого Уиллем Дафо.
Звездный состав - Аль Пачино, Холли Хантер, Хармони Корин - сумел собрать молодой американец Дэвид Гордон Грин в картине "Манглохорн". Одинокий старик (Пачино) в провинциальном американском городке вспоминает свою жизнь крупного преступника, размышляя о приобретениях и потерях.
Очень любопытна картина шведа Роя Андерсона "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии". 70-летний Андерсон за всю свою жизнь снял всего четыре полнометражных фильма - сюрреалистические, абсурдистские комедии о современной шведской жизни, в которых бергмановская пронзительность сочетается с карнавальностью Феллини. Самая известная из них "Песни со второго этажа" была удостоена в 2000 году приза жюри в Канне. Интересно, как его новая работа, название которой навеяно картиной Питера Брейгеля-старшего "Охотники на снегу", будет воспринята в Венеции.
А закроет фестиваль 6 сентября гонконгская картина "Золотая эра", поставленная известной актрисой и режиссером Энн Хуэй. В центре ее - судьба китайской писательницы Сяо Хун, роль которой сыграла китайская звезда Тан Вэй, прославившаяся главной ролью в скандальному фильме "Вожделение".
Российское кино в конкурсе представляет новая работа Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина". С трудом оправившись от провала грандиозного "Щелкунчика", Кончаловский вновь (после "Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" и "Курочки Рябы") обращается к жизни русской деревни. В главной роли - реальный деревенский почтальон Алексей Тряпицын. Для отдаленной сибирской глубинки, в которой он живет, почтальон - единственный представитель власти и государства.
Венеция, из всех крупных международных фестивалей, больше всего благоволит к российскому кино. Если каннская "Золотая пальмовая ветвь" советским-постсоветским кинематографистам доставалась лишь однажды ("Летят журавли" Михаила Калатозова уже более полувека назад), то венецианского "Золотого Льва" получал не только в те же далекие годы Андрей Тарковский ("Иваново детство", 1962 г.), но и совсем недавно Андрей Звягинцев ("Возвращение", 2003 г.) и Александр Сокуров ("Фауст", 2011 г.). Посмотрим, позволит ли венецианское жюри и в этом году продолжить эту славную традицию.
Кстати о жюри. Возглавляет его в этом году, в отличие от обыкновения, не режиссер, не актер, и даже не кинокритик, а... композитор. Композитор, правда, кинематографический. На счету француза Александра Депла музыка к фильмам о Гарри Поттере, шесть номинаций на Оскара ("Король говорит!", "Королева", "Филомена" и др.), несколько "Грэмми" и премий Британской киноакадемии. Интересно, как "музыкальность" жюри скажется на распределении призов.
Обладатели двух "Золотых Львов" известны уже, впрочем, заранее. Это почетные призы за вклад в кино, которые вручаются ветеранам-кинематографистам. Лауреаты этого года - представители кинопрофессий, о которых вспоминают редко, и, наверное, зря. Монтажер Тельма Шунмейкер - жена и постоянный партнер Мартина Скорсезе. Они начали работать вместе еще в 1967 году, и с 1980-го она монтировала все без исключения фильмы мастера. Сказать, что она была обойдена вниманием, было бы неверно. На ее счету три Оскара - за монтаж фильмов "Бешеный бык", "Авиатор" и "Отступники". И вот теперь - почетный "Золотой лев". Вместе с Тельмой Шунмейкер почетного "Золотого Льва" получит и американский документалист Фредерик Уайсман.
Специальный приз "Кинематографист года" получит и американец Джеймс Франко. Стремительно набирающий популярность актер прочно вошел в категорию голливудских звезд, однако выбор материала для его режиссерских работ говорит о том, что за внешностью и повадками секс-символа стоит серьезный художник. Представленная во внеконкурсной программе фестиваля его новая работа "Шум и ярость" - уже вторая (после "Когда я умирала") экранизация очень непростого, написанного в жанре "поток сознания" романа американского писателя Уильяма Фолкнера. Об этом сообщает ВВС.