России не удастся в короткие сроки в полной мере реализовать программу импортозамещения в продовольственной сфере, прогнозируют аудиторы Счетной палаты. Проблемы заключаются в относительно высокой доле ввозимых товаров и ограниченных возможностях производственных мощностей.
Если введенное Москвой эмбарго на поставки сельхозпродукции не удастся заменить собственным производством или альтернативными видами продукции, цены, скорее всего, продолжат расти, отмечается в отчете. В первую очередь это коснется мяса и молока, утверждают аудиторы.
Решать эти проблемы предлагается на государственном уровне, например, с помощью субсидий.
Анализ содержится в заключении Счетной палаты на проект закона о федеральном бюджете, которое было внесено в Госдуму 13 октября.
Выводы Счетной палаты строятся на соотношении доли импорта некоторых продовольственных товаров и уровня недозагруженных свободных производственных мощностей в соответствующей отрасли.
Так, по предварительным данным Росстата за 2013 год, уровень свободных мощностей по производству мяса и субпродуктов составил 34%. При этом удельный вес импорта говядины за тот же период - почти 59%, свинины - 31%, мяса птицы - 13%.
Доля импорта сыров составила 48%, а уровень недозагруженных предприятий по выпуску этой продукции - только 41%.
Еще хуже обстоит ситуация с молоком: доля свободных мощностей в прошлом году составила около 41%, а импорта - 60%.
Проблемы могут возникнуть и с загрузкой таких мощностей, отмечают в Счетной палате. При производстве некоторых товаров используется ввозимое сырье, в том числе из стран, попавших под эмбарго Москвы.
Аудиторы указывают, что 40% всего импорта товаров из продуктового списка, утвержденного постановлением российского правительства, ввозилось именно из тех стран, в отношении которых было введено эмбарго (ЕС - 29%, США - 3,6%, Норвегия - 5%, Канада - 1,6%, Австралия - 0,8%). Действие эмбарго, хотя и не везде, но уже заметно
Если санкции на поставки сельскохозяйственной продукции против России введет Украина, объем запрещенного к импорту составит 45% от общего объема этих товаров.
"Указанные факторы обусловливают наличие рисков неполной реализации в относительно короткие сроки потенциала импортозамещения в секторе продовольственных товаров", - говорится в отчете.
В числе мер, которые, по мнению Счетной палаты, должно принять государство - длительные механизмы по стимулированию и поддержанию инвестиционной активности, "включая субсидирование части процентной ставки по реализуемым инвестиционным проектам в сфере производства сельскохозяйственной продукции, а также переработки, хранения и доставки продуктов до потребителей".
Эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран, принявших санкции в отношении России, было введено в августе.
По данным агентства S&P, продуктовая инфляция в России в годовом выражении выросла с 9,2% в июне до 11% в сентябре.
Помощник российского Президента РФ Андрей Белоусов в прошлом месяце заявлял, что рост цен не имеет отношения к "антисанкциям" Москвы, так как начался еще до их введения. Об этом сообщает ВВС.