В Киев обсуждали проблемы системы пропуска через линию разграничения в зоне АТО

30.08.2015, 10:48

Участники круглого стола посвященного проблемам системы пропуска через линию разграничения в зоне АТО, который состоялся в Украинском кризисном медиа-центре, обсудили эффективность нововведений, вступивших в действие с 7 июля 2015 года.

Существует ряд нерешенных проблем, среди которых - несовершенство системы электронных пропусков, километровые очереди на пропускных пунктах, отсутствие четкой системы получения разрешений на перевозку грузов, и, как следствие - случаи коррупции. Кроме того, существующую систему довольно легко обойти - если въехать или выехать с неконтролируемой Украиной территории через территорию РФ.

"Мы на собственном примере убедились, что система электронных пропусков не обеспечивает безопасность", - заявил Егор Соболев, народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Для подтверждения своих слов народный депутат рассказал о шутке-эксперименте одного из своих помощников, который подал заявку на получение пропуска в электронном виде под вымышленным иностранным именем, но с соблюдением всех формальных требований - и получил ее.

Александр Горбатко, главный координатор ОО "ДонбасSOS", сообщил, что в целом количество звонков на горячую линию организации несколько уменьшилось, но в самой системе остались многочисленные проблемы. "Основная проблема - то, что к электронной заявке нельзя прикрепить документы (сканы). Если вы не прописаны на оккупированной территории, то вы должны объяснить причину поездки: или вы едете навестить родственников, или с миссией. Однако документы, подтверждающие это, прикрепить к заявке невозможно - соответственно, у вас уже возникают проблемы", - объяснил активист. Существуют и другие серьезные проблемы. Например, если человек, заполняя заявку, случайно внес ложные сведения (буква в фамилии и т.п.), это невозможно исправить самостоятельно. Если серия паспорта начинается на "0", система воспринимает это как ошибку. Вся электронная система привязана к серии паспорта, поэтому, если паспорт утерян, воспользоваться ею вообще невозможно, хотя теоретически разрешено использовать пенсионное удостоверение и другие документы, удостоверяющие личность. Что касается иностранцев и лиц без гражданства, у них вообще нет возможности подать электронную заявку.

Наталья Целовальниченко, руководитель ОО "Луганская правозащитная группа", сообщила о другой значительной проблеме. При необходимости можно пересечь линию разграничения с подконтрольной Украины территории, формально не нарушая закона - достаточно лишь выехать через КПП на территорию России и уже оттуда попасть на территорию так называемых "ЛНР-ДНР", или наоборот. "Те люди, которые имеют определенные средства, говорят: " Мы не связываемся с СБУ, с пропускной системой, мы просто выезжаем через территорию РФ за 750 гривен", - объяснила она. Процедура занимает всего одни сутки. "Возникает вопрос: каким образом эта пропускная система остановит опасных для Украины лиц? Таким образом Украина "защищает" себя разве что от людей, которые не имеют средств, чтобы уехать оттуда", - отметила активистка.

Юрий Пасько, заместитель начальника штаба Антитеррористического центра при СБУ, прокомментировал случай-эксперимент, о котором рассказывал Егор Соболев. Электронная система чрезвычайно автоматизирована, что является её преимуществом и недостатком. "С формальной точки зрения были соблюдены все требования. Оператор обратил внимание на то, что анкета заполнена правильно. Личность проверили на причастность к террористическим организациям, наличие судимости, и т.д., после чего заявке автоматически предоставляется разрешение", - объяснил он. В то же время заместитель начальника штаба АТЦ отметил, что электронный пропуск не является разрешением сам по себе: информация из заявки передается пограничной службе и вносится в систему "Гарт", и физ. лицо на пункте пропуска должно предъявить документы, подтверждающие достоверность внесенных в заявку данных.

Юрий Пасько отметил также, что сайт работает в тестовом режиме и постоянно идет работа над его совершенствованием. Сначала были большие проблемы из-за значительного наплыва людей, осложнения были также из-за многочисленных DDOS-атак (по его словам, их зафиксировали около 25 тысяч). Сейчас идет работа над тем, чтобы можно было корректировать ошибки в заявке, однако пока исправления вносят вручную. Заместитель начальника штаба АТЦ отметил, что сейчас нет разницы, заявка написана или заполнена от руки, так как последние тоже вносятся в систему. Относительно проблемы с полузаконным пересечением линии разграничения - через территорию РФ - решение пока не найдено. Юрий Пасько сообщил, что сейчас на рассмотрении несколько тысяч дел о незаконном пересечении границы, однако рассмотрены из них только 19.

Василий Серватюк, 1-й заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины, сообщил, что сейчас в Донецкой области в полном объеме функционируют два пункта пропуска: Зайцево и Бугас, а с 28 августа откроется новый пункт пропуска в Троицком. Пункт пропуска в Гнутовом, на Мариупольском направлении, работает менее стабильно, поскольку расстояние с линией соприкосновения там всего 1,5 км, а ситуация часто неспокойная. Самая большая проблема - большой поток людей, в среднем 10 тысяч в сутки, поэтому возникают километровые очереди. "Скажу откровенно, это опасно - из- за частых обстрелов, взрывоопасных предметов, которые могут находиться рядом, и жару, что было особенно трудно для людей с маленькими детьми", - отметил Василий Серватюк. Он сообщил, что для решения проблемы создают новые полосы на пунктах пропуска: сейчас в Зайцево уже 14 полос вместо 2, и пропускная способность значительно возросла. По таким же принципам планируется оборудовать другие пункты пропуска, особенно в Луганской области, где их пока фактически нет. Больше всего проблем возникает у граждан, выезжающих с детьми, потому что нотариальные доверенности, которые действительны с одной стороны от линии разграничения, не признаются с другой. Василий Серватюк также заявил, что было принято решение о создании общественных пунктов контроля. Контрольные пункты были демилитаризованы и набраны желающих кандидатов из местного населения, которые пройдут определенную подготовку и по контракту будут работать на пунктах пропуска.

Егор Соболев отметил необходимость значительно ограничить возможность пересечения границы с РФ. "Складывается странная ситуация, что граница с Россией - самый открытый вариант по сравнению с линией разграничения и границами других стран. Здесь возлагать всю ответственность на пограничную службу нельзя, потому что они всего лишь выполняют действующие законы", - подчеркнул он. Егор Соболев предложил полностью отменить предыдущие пропуска и при этом передать пограничникам объемную базу данных, по которой можно было бы выяснить максимум информации о человеке, который хочет пересечь линию разграничения. В ответ на это предложение Константин Романов, руководитель Службы по вопросам информационной безопасности аппарата СНБО отметил, что такое нововведение приведет к увеличению очередей. Кроме того, вблизи линии разграничения очень плохо работает сеть и, соответственно, каналы баз данных, а частые DDOS-атаки только увеличивают риски.

Денис Казанский, донецкий блогер и журналист, предложил вместо существующей системы создать отдельную базу данных с информацией о лицах, причастных к так называемым "республикам". Соответственно, им станет намного сложнее попасть на территорию Украины неопознанными, однако другие лица смогут беспрепятственно пересекать линию разграничения. Пока же система никого не сдерживает.

Сергей Иванов, публицист и общественный активист, отметил, что для создания "черного списка по сути нет юридических оснований". "У нас не разыскивается никто из так называемых "ЛНР-ДНР", против большинства даже не открыто уголовное производство. Все это лишь составляющая глобального саботажа борьбы с сообщниками оккупанта. Ситуация патовая, а ситуация с Николсоном [вымышленное имя, под которым зарегистрирован помощник Соболева - прим.ред.] - Вершина гротеска", - подчеркнул он.

Евгения Могиловская, представитель Европейской бизнес-ассоциации, сообщила о том, что до сих пор нет нормальной системы получения разрешений для перевозки груза. "СБУ отправляет на ДФС, ДФС на СБУ. Я с этим сталкиваюсь каждый день", - заявила госпожа Евгения. "В СБУ, ДФС - везде сказали, что это не их компетенция. А купить холодильник или стиральную машину - это немалые деньги. Таким отношением мы заставляем людей возвращаться на оккупированные территории", - добавил Александр Горбатко.

Наталья Веселова, секретарь комитета, председатель подкомитета по вопросам государственных социальных гарантий, обеспечения достаточного жизненного уровня Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения и активисты ОО "Луганская правозащитная группа" подчеркнули необходимость восстановить рейсовые перевозки между городами, находящимися по разные стороны от линии разграничения. Они отметили, что многокилометровые очереди из авто также создают риски несчастных случаев вроде трагедии в Волновахе (что и стало первопричиной прекращения перевозок), и, в придачу - проблемы с туалетами, водой; нередко люди, сойдя с дороги, наталкиваются на растяжки. Более того - чтобы выехать со значительным багажом, людям практически всегда приходится нанимать водителя с автотранспортом - либо нести с собой тяжелые вещи 20 километров от линии к линии.

В итоге участники круглого стола решили принять ряд мер для решения проблем и обратиться к высшему руководству государства с просьбой об инвестициях для создания единой базы данных об опасных лицах; добиваться введения серьезной системы контроля за российско-украинской границей; разрешить рейсовые автобусы, поскольку запрет рейсовых перевозок - это только безответственный сброс с себя рисков. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.
 

 

Читайте також

Читайте также