Треть кандидатов, претендующих на должность судей Высшего совета правосудия, не являются добросовестными. Такими оказались результаты анализа досье кандидатов, проведённого движением "ЧЕСНО" совместно с Центром противодействия коррупции и "Автомайданом" в рамках кампании "ЧЕСНО.Фильтруй суд!".
Кандидатов проверяли на непричастность к сомнительным решениям, нарушениям прав человека, прозрачность состояния и соответствие стиля жизни задекларированному имуществу, профессиональную компетентность, непричастность к коррупционным деяниям и отсутствие нарушений судейской этики. "Мы проанализировали всех 44 кандидатов на должность членов Высшего совета правосудия и у 16 нашли нарушения этих критериев", - рассказал Иван Пятак, старший аналитик кампании "ЧЕСНО. Фильтруй суд!", во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре. Информацию активисты собирали только из открытых источников - реестров судебных решений, судебного имущества, реестров деклараций и авторитетных СМИ.
Как выяснилось, 20 судей, которые являются кандидатами, одновременно участвуют в конкурсе на должность судьи Верховного Суда, и среди них есть такие, которые провалились уже на первом экзамене. "Двое не смогли набрать минимального проходного балла на первом письменном тестировании, в то время как 80% прошли на следующий этап. Мы считаем, что это является свидетельством профессиональной некомпетентности и такие кандидаты не должны стать членами ВСП", - отметил Тарас Шевченко, директор Центра демократии и верховенства права, соучредитель движения "ЧЕСНО".
Семь кандидатов ранее принимали сомнительные решения, двое причастны к нарушению прав человека. Среди них - Елена Первушина, председатель Голосеевского районного суда, который выносил много решений против активистов Евромайдана, и судья Окружного административного суда Киева Руслан Арсирий, который своим решением позволил не вернуть в государственную собственность газовые месторождения, которые были переданы в частную собственность людям Януковича . "По данным прошлых журналистских расследований известно, что господин Арсирий принимал решение, когда находился за границей", - отметила Екатерина Будко, активистка "Автомайдана", участник проекта "Просуд".
Стиль жизни 8 из 16 кандидатов, по результатам расследований активистов и журналистов, не соответствует задекларированному имуществу, или же декларации являются непрозрачными. Это, например, Оксана Эпель, у которой обнаружили много дорогих авто. У матери-пенсионерки вышеупомянутого Арсирия обнаружили элитный дом в Конча-Заспе, в ближайшее время будут обнародованы фото и видеоматериалы о нём. Судья Константин Бабенко не прошёл спецпроверку на допуск к конкурсу на должность судьи Верховного Суда из-за того, что не задекларировал автомобиль. "Мы также обнаружили, что у несовершеннолетней дочери господина Бабенко много элитных квартир на Печерске, одна из них - площадью более 200 м², у его жены - незадекларированные элитные компании в Крыму", - добавила Екатерина Будко.
В чёрном списке также судья Брянковского городского суда Луганской области Виталий Снегирёв, которого Высший совет юстиции пытался уволить за нарушение присяги ещё в 2013 году. По результатам спецпроверки его не допустили к конкурсу на должность судьи Верховного Суда, из-за чего он подал иск на Высшую квалификационную комиссию судей.
Активисты отметили, что 6 членов в Высший совет правосудия, которых будут избирать 14-15 марта - это примерно 1/3 его состава. Если в Высший совет правосудия попадут недобросовестные судьи, это ставит под угрозу всю судебную реформу. "Даже если Высшая квалификационная комиссия судей, которая сейчас организует конкурс на обновление Верховного Суда и дальше будет обновлять всю судейскую систему, выполнит норму закона и все публичные обещания относительно прозрачности конкурса, публикации работ судей, прямой трансляции - всё будет идеально со стороны ВККС, и пройдут хорошие судьи, то Высший совет правосудия может своим решением исключить из конкурса любого из них", - пояснил Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции.
Он призвал судей осознавать ответственность своего выбора на съезде. "Мы, активисты, уже сейчас понимаем, что судейская система сама себя не может очистить. Суд с Насировым показал, что мы можем ошибаться. Но избрание одного из этих 16 - аргумент в пользу того, что легитимные способы очистки судебной системы исчерпаны. А это очень опасно для страны, особенно - для страны в состоянии войны", - подчеркнул он.
Тарас Шевченко напомнил, что эти недобросовестные судьи-кандидаты до сих пор остаются судьями в своих судах, и об этом также нужно поднимать вопрос. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.