Расследование химатаки с применением отравляющего газа зарин при бомбардировке сирийского города Хан-Шейхун не было политизированным.
Об этом во вторник, 7 ноября, на заседании Совета Безопасности ООН заявил Эдмон Муле - глава Совместной следственной комиссии в составе сотрудников ООН и Организации по запрещению химического оружия (Joint Investigative Mechanism, JIM).
"Это не политический вопрос, речь идет о невинных жертвах", - подчеркнул он. В результате применения отравляющих веществ в Хан-Шейхуне в начале апреля погибли не менее 87 человек, в том числе 30 детей, пострадали более 550 человек.
В ходе расследования эксперты ООН изучили более 2200 фотографий, 1280 видео- и 120 аудиозаписей, а также около 600 документов. Всего были проанализированы восемь возможных сценариев, связанных с химатакой в Хан- Шейхуне и четыре - из-за аналогичного инцидента в Умм-Хоше. Пробы со следами зарина с места падения боезарядов в провинции Идлиб идентичны образцам этого отравляющего вещества, взятым в газохранилищах сирийских правительственных сил, отметил Муле.
Однако эксперты комиссии не посетили сами объекты, где предположительно использовалось химическое оружие из-за того, что эта местность находится под контролем джихадистов из группировки "Джебхат Фатх аш-Шам". Это дало Москве повод усомниться в результатах "дистанционного" расследования.
Совместная следственная комиссия ООН и ОЗХО была учреждена в ответ на решение сирийских властей уничтожить запасы химического оружия и объекты по его производству. Позже, когда этот процесс был завершен, мандат JIM продлили. В задачи комиссии вошло установление конкретных фактов использования химических боеприпасов и определение ответственных за это лиц.
В августе 2016 года комиссия обвинила как сирийское правительство, так и террористов "Исламского государства" в применении химоружия в 2014-2015 годах. Согласно обнародованному тогда отчету JIM, подчиняющиеся Дамаску военные как минимум трижды применяли хлор, а террористы ИГ использовали горчичный газ (иприт).
Мандат Совместной следственной комиссии истекает в середине ноября. По вопросу об условиях его продления у Москвы нет единства с западными членами Совбеза ООН. Об этом сообщает Deutsche Welle.