Финансовая и долговая ситуация Украины и Греции кардинально различаются. Единственная параллель, которую можно провести, это проблема с обслуживанием внешнего долга. Но причины ее возникновения разные, так же как и механизмы развития событий. Соответственно, ситуация в Украине не настолько угрожающая как в Греции. Об этом заявили эксперты во время круглого стола "Управление государственным долгом: Греция, дефолт, мораторий и другие факторы, влияющие на Украину" в Украинском кризисном медиа-центре.
По словам Игоря Бураковского, директора Института экономических исследований и политических консультаций, в Греции кредитно-денежная система была централизована, что присуще странам ЕС. Кроме этого, в ЕС каждая страна самостоятельно вела свою кредитную политику, и это фундаментальная причина событий в Греции. "В Украине - ситуация другая, даже в том, что объемы долгов несопоставимы. Долг Греции составляет 317 миллиардов евро, в Украине внешний государственный долг - 43,5 миллиардов долларов", - подчеркнул господин Бураковский. В таких ситуациях надо проводить жесткие и часто непопулярные реформы, и это следует делать в начале, а не когда возникает долговой кризис, отметил эксперт.
Сейчас украинское правительство пытается реструктуризировать долг, есть положительные результаты реформ - по децентрализации, борьбе с коррупцией. Господин Бураковский отметил, что реформы - это непрерывный процесс, они должны быть не разовые, а комплексные. Прежде всего, следует выполнять условия ЕС в рамках Соглашения об Ассоциации. "Следует понимать базовые вещи. Дефолт при определенных условиях может быть инструментом политики, так же, как и банкротство предприятия, и это не означает смерть объекта. Сам дефолт - это лишь понятие, отказ от обслуживания чего-то. Греция - это полноценный дефолт, хотя, несмотря на это, с ними начался новый раунд переговоров. В Украине, если и возможен, то технический дефолт", - пояснил эксперт.
Павел Кухта, экономист Реанимационного Пакета Реформ, согласился с кардинальным различием украинской ситуации с греческой. "Принципиальное наше отличие от Греции в том, что мы не зависим от кредиторов. Греция продолжает вести торги с теми силами, у которых и дальше берет долг. Мы связаны с МВФ, а не с частными кредиторами, это не так опасно", - акцентировал Павел Кухта. К тому же, по словам эксперта, реструктуризация пройдет, вероятно, где-то через полгода, а реформы будут продолжаться. А в Греции реформами особо не интересуются. Там нет внутренней потребности, это не то общество, которое хотело реформироваться, пояснил экономист. "В Украине - наоборот. Украинцы жестко, через революцию, сказали, что дальше жить по-другому не хотят. Исторически в таких условиях, происходили реформы, страны менялись, либо не выживали", - пояснил он. Тарас Качка, руководитель Украинского медиа-центра реформ добавил, что в Украине есть общественный запрос на реформы. "У нас идет постоянное ускорение государства - общество требует, что должно быть сделано больше и быстрее. У нас исходная ситуация иная, чем в Греции, но часто тактические вещи затмевают стратегические", - отметил господин Качка.
С кардинальным отличием положения вещей в двух странах согласился и Александр Вальчишен, руководитель аналитического отдела ICU. И прежде всего, ситуация в Украине лучше с точки зрения перспектив. Он аргументировал, что в Греции к власти сознательно избрали представителей левых сил, которые по своей сути не является реформаторами. Через их действия страна постепенно теряла кредитоспособность, стоимость заимствований росла, а рынки закрылись для Греции как заемщика. Кроме того, подчеркнул он, еще до прихода нынешней правительства, долги уже были реструктуризированы и приняты на баланс так называемых официальных кредиторов - МВФ, Европейского Центрального Банка и т.д. Греция вела переговоры с этими официальными структурами, но не смогла договориться о программе оздоровления страны и реформах. "В этом кардинальное отличие. Греческое правительство не могло договориться с ключевыми кредиторами, а в Украине правительство не только говорит, но и делает шаги для улучшения перспективы", - отметил эксперт. - "Мы наблюдаем за таким ключевым показателем как "первичный баланс бюджета", это ключевой показатель управления финансами со стороны украинского правительства". Поэтому у Украины есть все шансы избежать применения моратория и спекуляций на тему дефолта.
Это нормальная практика вести переговоры по реструктуризации и проявлять в этом инициативу, это свидетельствует о том, что правительство не прячется. "Без реструктуризации внешнего долга украинская экономика будет настолько отягощена долгами, что перспективы экономического роста и восстановления благосостояния граждан будут большой проблемой. На десятилетия страна может остаться в перманентных экономических долговых кризисах", - подчеркнул руководитель аналитического отдела ICU. Важно понимать, что Украина уже договорилась с официальными кредиторами, что мы работаем над восстановлением платежеспособности.
Самая большая проблема на сегодня - это угроза списания проблем на войну, на долги, коррупцию, отсутствие или половинчатость решений. "Иначе это дискредитирует все то, за люди стояли и умирали на Майдане", - подытожил Игорь Бураковский. Тарас Качка, в свою очередь, посоветовал более концентрировать внимание на ходе реформ в стране. Сейчас в условиях, в том числе и информационной войны, следует взвешенно и рационально относиться к слухам и оценкам. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.