Венецианская комиссия признала право Украины запрещать или даже устанавливать уголовную ответственность за использование конкретных символов и пропаганду тоталитарных режимов. Комиссия обнародовала такой вывод после анализа одного из четырех декоммунизационных законов - Закона Украины "Об осуждении коммунистического и национал- социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики". Вместе с тем, в документе речь идет в частности о необходимости уточнить термин "пропаганда" и пересмотреть сроки заключения за преступления, направленные на отрицание декоммунизационных процессов. "Мы прислушаемся к рекомендациям наших коллег и будем готовы тщательно проработать эти моменты", - отметил во время брифинга в Украинском кризисном медиа-центре глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
По мнению Комиссии, неопределенность термина "пропаганда" может угрожать свободе слова и свободному академическому дискурсу. Однако, эксперты убеждены, что закон наоборот призван осудить режим, который собственно и занимался нарушением прав человека. Касательно чрезмерно жестких санкций, то, по мнению господина Вьятровича, они обусловлены двумя моментами. Во-первых, коммунистическую символику активно используют силы, которые выступают против украинского государства. Во-вторых, разработчики закона использовали опыт Германии по денацификации: там только через семь лет после указанных процессов власть пошла на уступки и уменьшила срок наказания.
Игорь Розкладай, юрист Института медиа права, эксперт реанимационное пакета реформ, отметил, что действительно, целесообразным может быть диверсифицировать ответственность на уголовную за отрицание преступлений коммунистического режима и административную - за однократное использование соответствующей символики.
По мнению первого заместителя главы Верховной Рады Украины Андрей Парубий, ни одно государство в мире не понесла таких потерь от коммунистического режима, как Украина. "Поэтому мы призываем сегодня Европу провести такой же процесс для коммунистической партии, как был в Нюрнберге по нацистской партии", - заявил Парубий. Он также подчеркнул, что украинская сторона всегда готова к любым уточнениям и обсуждениям и полностью открыта к дискуссиям с европейскими экспертами, однако "никогда не свернет со своего пути". Народный депутат Украины, глава Комитета ВРУ по иностранным делам, и соавтор Закона Анна Гопко добавила, что в международном сообществе существует очень серьезное непонимание масштаба трагедии, которая состоялась в Украине из-за коммунистического режима. Она отметила, что сейчас важно разъяснять международным партнерам специфику декоммунизационных процессов в Украине. В этой связи, господин Розкладай подчеркнул, что "главной нашей задачей является объяснять, что преступление должно быть наказано. Безнаказанное преступление приводит к еще большим преступлениям".
Как рассказал на брифинге министр юстиции Украины Павел Петренко, 16 декабря суд полностью удовлетворил иск министерства о запрете Коммунистической партии Украины. По его мнению, это стало логическим завершение того декоммунизационного процесса, который начался почти два года назад с соответствующего решения Верховной Рады. Результаты выборов, как национальных, так и местных, подтвердили верность этого пути со стороны населения. По мнению господина Вятровича, КПУ не была коммунистической партией по своей идеологии и фактически неправомерно занимала нишу партии левого толка. Теперь это место может занять настоящая "левая" партия, которая может попытаться завоевать расположение части украинцев. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.