Закон No2166 "Об усилении гарантий соблюдения прав и свобод ВПЛ", разработанный общественными активистами, ощутимо поможет решить проблемы внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) - прежде проблемы регистрации как ВПЛ. Во-первых, новый закон делает возможной регистрацию тех переселенцев, которые на момент выезда из временно оккупированной территории не были прописаны по месту фактического проживания. "Предыдущая редакция закона определяла как базовую основу то, что у тебя должна быть регистрация в зоне, которая сейчас является временно оккупированной или временно неконтролируемой. Только в таком случае можно было встать на учет как ВПЛ - даже если человек предоставлял доказательства того, что работал на ныне неподконтрольной территории", - отметила Жанна Лукьяненко, представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав внутренне перемещенных лиц, во время скайп-включения в Украинском кризисном медиа-центре в рамках проекта УКМЦ "Спикер мирной жизни".
В такой ситуации оказались в основном те, кто на момент начала конфликта работал или учился на временно оккупированной территории, но был прописан в другом регионе. До вступления в силу закона им приходилось решать проблему через суд, однако теперь достаточно обратиться в Управление социальной защиты, предоставив доказательства, подтверждающие их фактическое проживание на тот момент. "Это могут быть военный билет, трудовая книжка, документы о получении образования; медицинские документы из учреждений, расположенных на временно неконтролируемой или оккупированной территории. Законом предусмотрено, что это могут быть даже видео- и фотодоказательства", - сообщила Жанна Лукьяненко.
Вторая новация решает проблемы с регистрацией для лиц, которые на момент выезда из зоны АТО не были гражданами Украины. "Благодаря изменениям мы можем взять на учет ВПЛ-лиц без гражданства и граждан других государств, которые на законных основаниях проживали на территории Украины", - сообщила Лукьяненко.
Закон вступил в силу 13 января, и это является основанием для его реального действия, несмотря на отсутствие всех необходимых подзаконных актов, уверяет Жанна Лукьяненко. По состоянию на сегодня остается нерешенным вопрос о регистрации в качестве ВПЛ и оказанием помощи тем детям, которые выехали из зоны конфликта без сопровождения родителей - все детали для таких случаев пока четко не прописаны. Решением проблемы должен стать закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления социальной защиты детей и поддержки семей с детьми", который был принят Верховной Радой 26 января. Сейчас документ находится на рассмотрении в Администрации Президента.
В то же время, отмечает Леся Литвинова, соучредитель волонтерского Центра помощи переселенцев на Фроловской, сейчас трудно предсказать, насколько действенными окажутся упомянутые законы на практике. В качестве примера того, когда закон "не работает" в реальной жизни, она привела положения о праве переселенцев на бесплатное жилье с оплатой коммунальных услуг в течение полугода. "О позитивных сторонах следует говорить после того, как они начнут реально работать - когда будут зарегистрированы дети, выехавшие без сопровождения родителей, люди без гражданства, люди, там учились и работали, но не успели получить прописку", - уверяет волонтер. - Сейчас (в Центр занятости свободных людей) очень много обращений с юридическими вопросами - в том числе о невозможности встать на учет, переоформить или получить выплаты".
Госпожа Лукьяненко также обратила внимание на то, что разработка законодательства по защите прав переселенцев стала значительным вызовом для украинских юристов: международная практика не может предложить готовых решений, которые идеально подходили бы для Украины. "Наш конфликт сильно отличается от всех примеров в истории мира, которые были до этого, поэтому хорошую практику для Украины может создать только Украина", - подчеркнула представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав внутренне перемещенных лиц.
По данным Министерства социальной политики Украины сейчас количество переселенцев уже официально превысило 1,5 миллиона человек, 216837 из них - дети. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.