На Берлинале представили российский фильм "Процесс" об Олеге Сенцове

14.02.2017, 10:31
Фото: dw-world.de

В Берлине представили картину "Процесс" Аскольда Курова о находящемся в колонии Олеге Сенцове. Показ превратился в демонстрацию за освобождение украинского режиссера.

В этом году Россия и Украина представлены на Берлинале не так масштабно, как предполагалось, однако все работы уже находятся в числе самых обсуждаемых и резонансных. 11 февраля в зале столичного театра Berliner Festspiele показали документальный фильм российского режиссера Аскольда Курова "Процесс", посвященный осужденному за терроризм симферопольскому режиссеру Олегу Сенцову. Эта картина не попала в конкурсную программу, хотя с легкостью могла бы открыть сам фестиваль вместо несоответсвующей Берлинале французской драме "Джанго". По мнению критиков, у "Процесса" были бы и шансы получить главную награду "Золотого медведя", но фильм оказался лишь в секции спецпоказов Berlinale Special. Это место тоже можно считать почетным, ведь премьера "Процесса" была приурочена к 30-летнему юбилею Европейской киноакадемии.

За полчаса до начала перед зданием Berliner Festspiele прошла демонстрация, а в фойе раздавали желтые значки и листовки с надписью "Free Oleg Sentsov". Там же была возможность подписать петицию правозащитной организации Amnesty International в защиту Сенцова. В очереди слышалась русская речь, гости фестиваля вспоминали свои истории, кого и почему задерживали в России, и как потом им удалось выйти. Зрителей предупреждали заранее - после показа листовки нужно поднять вверх, призывая отпустить кинематографиста на свободу.

Это уже не первая попытка на Берлинале защитить заключенного Олега Сенцова. Начиная с 2014 года как немецкие, так и европейские режиссеры, и деятели искусств регулярно вступаются за него в своих видеообращениях, организовывают акции и сборы подписей, но все безуспешно. "Трусость - самый страшный грех на земле", - говорит в своей финальной речи на суде Сенцов. И на дискуссии после кинопоказа стало ясно, что никто из именитых режиссеров, в том числе и председатель Европейской киноакадемии Агнешка Холланд не боится упрекнуть систему российского правосудия в несправедливости.

В "Процессе" нет выраженной претенциозности, ведь всем понятно, что искусство на этот раз бессильно - после выхода картины Сенцова внезапно не освободят. Но документальный фильм все-таки справляется с одной из важнейших функций: в деталях рассказывает зрителю, кто же такой Олег Сенцов, чем занимался до задержания и по каким причинам режиссеру вынесли обвинительный приговор. Возможно, многие не знают, какие фильмы он снял до своего ареста, насколько дерзко он мог высказываться по поводу аннексии Крыма, и как теперь дети отца-одиночки живут в небольшой квартире со своей бабушкой. Кроме того, у зрителей есть возможность увидеть уникальные кадры из зала суда, услышать телефонные звонки из СИЗО и узнать мнение адвоката Дмитрия Динзе. Именно поэтому показ "Процесса" в России пока под большим вопросом.

"Нам бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей посмотрели бы этот фильм, вытащить сознание большинства из матрицы, которая создается телевизионной пропагандой в России. Но я понимаю, что это очень трудно, - отметил Аскольд Куров. - Единственная возможность: поскольку это иностранный фильм, он не попадает под закон о получении прокатного удостоверения в России от Министерства культуры. Поэтому мы можем участвовать в международных фестивалях без этого удостоверения, которое является еще одним инструментом цензуры".

После просмотра фильма остается жуткое ощущение, что оказаться по ту сторону решетки может каждый, в том числе и режиссер, который решился рассказать историю об Олеге Сенцове. Аскольд Куров эту опасность признает и добавляет: "В одном кадре стояла девушка с плакатом на марше памяти Немцова, там было написано "Мне страшно, но я не боюсь". Наверное, у меня именно такое состояние, когда уже перестаешь бояться". Об этом сообщает Deutsche Welle.

 

Читайте також