25 сентября в бразильском городе Сан-Паулу откроется один из трех самых важных международных фестивалей современного визуального искусства - Биеналле Сан-Паулу (вместе с Биеналле в Венеции и Documenta в Касселе).
В нынешнем Биеналле участвуют 135 художников и художественных коллективов из 55 стран. Выставочная площадь составит 25000 квадратных метров. Куратором Биеналле в этом году, как и в 2002-м, выступает Альфонс Гуг.
XXVІ Биеналле Сан-Паулу состоит из 4 секций: собственно национальные презентации, секции приглашенных художников, секции африканской фотографии и традиционные уже Комнаты специальных проектов.
Тема Биеналле Сан-Паулу в этом году: "Свободная территория", а свою собственную концепцию выставки Альфонс Гуг подчеркивает названием кураторского эссе "Контрабандисты образов".
Украинская презентация: художник - Виктор Марущенко, куратор - Юрий Онух.
Украинский проект имеет название "Dreamland-Donbas" и базируется на концепции Альфонса Гуга. "Dreamland-Donbas" перекликается с идеями, изложенными в эссе "Контрабандисты образов": "В контексте Биеналле нас интересует, как опустошение реального мира и межличностные отношения отображаются в искусстве. Поскольку художественные работы - это больше, чем голые факты, художественное усиление феноменов действительности всегда более неоднозначное и более сложное, чем обычный репортаж. Будучи погруженными в конфликты, художники все же не копируют мир, а создают свободные пространства внутри реальности. С помощью метафор и символов они превращают сырой земной материал в новые состояния, которые можно пережить с помощью ощущений. Художественная работа есть аллегорией", - сообщает куратор украинской презентации Юрий Онух.
В своем проекте Виктор Марущенко представит серию фотографий, сделанных зимой 2003-2004 годах в маленьких городах Донбасса. Фотографии показывают жизнь обычных людей, которые работают и мечтают о своем странном, почти нереальном мире. Фотографии отображают "голые факты", превращая их в метафору человеческой жизни.
Проект "Dreamland-Donbas" касается и соотношения истории искусства и современного искусства, кое-где напоминая холсты Бройгеля или китайскую живопись. Так фотограф Марущенко становится контрабандистом образов из истории живописи в современность. А кроме этого, он, как и Бройгель, переносит картины "серой действительности" из реальной жизни в музейный, насыщенный художественными и интеллектуальными достижениями, мир и таким образом поэтизирует эту реальность, высказывается о ней с теплотой, тактично, по-человечески. Об этом сообщается на сайте "Подробности".