Среди довольно малочисленной группы советников Дональда Трампа выделяется фигура 67-летнего лоббиста и республиканского политтехнолога Пола Манафорта, который только что получил должность главы избирательного штаба и главного стратега предвыборной кампании нью-йоркского миллиардера.
Критики Трампа укоризненно отмечают, что до него Манафорт консультировал таких одиозных на Западе персонажей, как украинский премьер-министр Виктор Янукович, филиппинский диктатор Фердинанд Маркос или багамский премьер- министр Линден Пиндлинг, обвинявшийся в связях с наркобаронами.
Трамп, однако, нанял Манафорта из-за того, что тот был активным участником американских избирательных кампаний последних четырех десятилетий и консультировал самых разных кандидатов - от Джона Маккейна и Боба Доула до обоих президентов Бушей.
Старый знакомый Трампа политтехнолог Роджер Стоун посоветовал миллиардеру нанять Манафорта для работы с делегатами, благо тот прекрасно проявил себя на республиканском партсъезде 1976 года, когда за выдвижение в президенты боролись Джеральд Форд и Рональд Рейган. Тогда Манафорт работал у Форда и имел задание удерживать его делегатов от перехода на сторону Рейгана. Он не упустил ни одного.
Пока нет впечатления, чтобы Трампу повредила сложившаяся у Манафорта репутация ландскнехта, готового предложить свои услуги самым спорным иностранным деятелям, прежде всего Януковичу, которого New York Times характеризовала в 2007 году как "подозрительного реакционера и кремлевскую пешку".
Прибегнуть к услугам Манафорта посоветовал Януковичу украинский олигарх Ринат Ахметов, которого до этого консультировал американец. В ходе кампании 2004 года Януковичу помогали политтехнологи из России. Как сообщают, он остался ими недоволен и решил прибегнуть к помощи заморского пиарщика.
Манафорт известен своим умением держаться в тени, но, как отмечала та же New York Times, его почерк скоро можно было узнать в грамотно организованных избирательных мероприятиях Януковича, в его речах и в том, как тот подавал себя внешнему миру.
Многие считали миссию Манафорта по улучшению образа Януковича безнадежной. "Консультировать Януковича - это как красить губы свинье", - заметил в интервью английской Guardian бывший сотрудник госдепартамента Дэвид Кремер, ведавший при Буше-младшем российскими и украинскими делами.
Но Манафорт дал своему клиенту ряд дельных советов, в том числе выступать не только по-русски, но и по-украински и не растекаться мыслью по древу, а изъясняться компактно.
Если раньше "Партия регионов" делала агитационные клипы, в которых Янукович долдонил в камеру, то теперь его показывали идущим по залитой солнцем улице в окружении сияющих граждан.
Манафорт изображал Януковича непонятым лидером и объяснял его скверную репутацию на Западе нежеланием последнего отрешиться от представлений времен "холодной войны".
Несколько консультантов, работавших с Манафортом в тот период, сказали сайту Politico, что он искренне верил в Януковича как лидера и сомневался, что его прозападные соперники принесут Украине больше пользы, чем он.
Сейчас Манафорт не принимает упреков по поводу своей былой работы на Януковича и неоднократно заявлял в интервью, что помогал сделать Украину европейской страной. "Я здесь не только ради выборов, - сказал он New York Times в 2007 году. - Я пытаюсь сыграть конструктивную роль в создании демократии".
После победы своего клиента на выборах в 2010 году Манафорт остался в Украине в качестве его советника и попутно занимался бизнесом, который свел его с тамошним олигархом Дмитрием Фирташем и российским миллиардером Олегом Дерипаской.
В 2011 году бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, находившаяся в тот момент в заключении, возбудила в манхэттенском федеральном суде иск, в котором фигурировали и Манафорт, и Фирташ, и криминальный авторитет Семен Могилевич.
Тимошенко обвиняла Манафорта в том, что он участвовал в сложной схеме, целью которой было расквитаться с нею и ее политическими союзниками за то, что они помешали Фирташу наживаться на импорте российского газа.
Среди прочего из материалов дела явствует, что в конце 2008 года Манафорт и фирташевский холдинг обсуждали планы приобретения участка земли, на котором стоял знаменитый манхэттенский отель Drake. Попытка привлечь Трампа в качестве инвестора в этот проект успеха не принесла, и в конечном итоге сделка не состоялась.
Тимошенко утверждала, что таким образом Манафорт помогал Фирташу отмывать деньги.
В 2014 году федеральный судья отказался рассматривать иск, объяснив свое решение отсутствием юрисдикции. Он также констатировал, что Тимошенко не смогла убедительно доказать наличие злого умысла в действиях Манафорта. Об этом сообщает ВВС.