Переселенцы не имеют своих представителей, нет системной политики, которая отстаивала бы их интересы. Об этом во время брифинга в Украинском кризисном медиа-центре заявил народный депутат Украины Мустафа Наем.
"На так называемый "референдум" на оккупированных территориях пришло 384 тысяч человек. Переселенцев - 1,7 миллиона. Они, так или иначе, общаются с теми, кто остался по ту сторону линии соприкосновения. Это - огромный потенциал людей, которые могут продвигать идеи украинской государственности. Если эти люди здесь получают нормальное отношения и финансирование - соответствующий сигнал они и донесут", - отметил народный депутат.
Наряду с переселенцами, агентами влияния Мустафа Наем считает детей. Он подчеркнул важность проведения образовательных программ и детских лагерей, которые бы объединяли детей переселенцев из их сверстниками из других регионов Украины. "Когда они видят людей, которые к ним вежливо относятся, им помогают, когда они общаются с детьми из Западной Украины и понимают, что там происходит, а те в свою очередь, что в стране есть война - вот это и есть настоящая интеграция", - считает народный депутат.
Из-за большого количества переселенцев, бюджеты их принимающих общин имеют большую доходную часть, есть перевыполнение местных бюджетов. "Но при этом внутренне перемещении лица не учитываются. Минфин забирает деньги в виде реверсных трансфертов в государственный бюджет, из областей, наиболее принимают ВПО. То есть, налог, который платят люди, которые имеют работу, дает, как и плюс, так и огромный минус", - пояснил Максим Ефимов, народный депутат Украины. Второй проблемой, по его словам, является медицинская субвенция. "ВПО не учтенные в количественных показателях областей, медицинская субвенция на этих людей не рассчитана. Министерство временно оккупированных территорий должно обратить на это внимание, и на уровне правительства может дать поручение Госкомстату учитывать ВПО при выработке данных для всех государственных органов. Мы их сегодня просто не имеем в держаний статистике страны", - отметил Максим Ефимов.
Народный депутат Украины Григорий Немыря отметил, что на 2017 год правительство запланировало на 100 миллионов гривен адресных выплат меньше, чем в 2016 году. "В Украине нет государственной политики, стратегии по ВПО. Минсоцполитики и Министерство временно оккупированных территорий имеют противоположные точки зрения: первые, что переселенцы - тяжесть и часть проблемы, другие - что они - часть решения проблемы. И правительственные решения становятся на сторону дискриминационной политики", - отметил народный депутат. Сергей Тарута, народный депутат Украины от 58 мажоритарного округа, считает, что и в парламенте нет площадки, которая бы институционально занималась проблемой Донбасса. "Но вместе мы - сила, поэтому мы аккумулировать свою энергию, чтобы помочь переселенцам и вновь министерству", - отметил он.
Виталий Мущинин, заместитель министра социальной политики Украины, пояснил, что, действительно, в бюджете 2017 года предусмотрен лишь один вид помощи переселенцам в размере 3 миллиардов 300 тысяч гривен. "Только каждая 10-я семья обращается за помощью. Действительно у нас такое количество переселенцев и или им нужна эта помощь?", - отметил замминистра. Он также рассказал, что в тестовом режиме запустили автоматизированный реестр ВПО, который должен стать мощной аналитической системой.
Георгий Тука, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, отметил, что важно иметь информацию не только о количестве переселенцев, но и о распределении по полу, возрасту, профессии, где они проживают, каким они видят будущее. Впрочем, проблема уже на грани перерастания в хроническую. "Если ситуация не меняется в течение 2-3 лет, то подавляющее большинство ВПО уже ассимилируется на новой малой родине и не хочет возвращаться после нормализации. По последним соцопросам около 80% опрошенных отвечают отрицательно, есть ли у них желание вернуться", - рассказал господин Тука.
Татьяна Дурнева, исполнительный директор общественного холдинга "Группа Влияния", консультант по вопросам ВПО в Институте общественно-экономических исследований (ИСЕД), рассказала, что переселенцы столкнулись еще с одной проблемой, после того, как тендер Минфина на проведение телефонной верификации ВПО выиграла коллекторская компания . Минфин передает частной компании персональные данные ВПО: паспорт, идентификационный код, место жительства, семейное положение и тому подобное. При этом победители тендера также могут привлекать третью сторону. "Невозможно проконтролировать, куда дальше пошли персональные данные граждан Украины. Люди бежали от войны, а теперь не знают, не ворвутся ли к их квартирам неизвестные и не начнут там жить. Не говоря уже о том, что такая верификация является бессмысленной, по телефонам невозможно установить необходимую информацию", - пояснила Татьяна Дурнева. Об этом сообщает Украинский кризисный медиа-центр.